Отличие беженца от вынужденного переселенца

Содержание

Отличие правового статуса беженцев от вынужденных переселенцев в 2020 году — Гражданство.online

Отличие беженца от вынужденного переселенца

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ не идентичны друг другу. Обе эти категории людей по какой-то причине должны были покинуть территорию постоянного проживания, однако у этих двух статусов есть серьезные отличия.

Правовой статус беженцев

Регулирующий нормативный акт — федеральный закон №4528-1 от 19.02.1993

В соответствии с законом №4528-I таковыми признаются лица, не являющиеся гражданами РФ. Уже на этом основании становится понятно, что права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев различаются как минимум по той причине, что получить такой статус вправе исключительно иностранец (гражданин другой страны или лицо без гражданства), а переселенец — это только гражданин РФ.

Получить этот статус может иностранец, который имеет обоснованные опасения стать жертвой преследования на основе его:

  • расы;
  • веры;
  • гражданства;
  • национальности;
  • принадлежности к определенной социальной группе;
  • политических убеждений.

Правовой статус вынужденных переселенцев

Регулирующий нормативный акт — закон №4530-1 от 19.02.1993

Исходя из закона №4530-I, вынужденный переселенец это лицо, которое является гражданином РФ, но было вынуждено покинуть территорию проживания из-за насилия в отношении его или членов его семьи и преследования по признакам, идентичным представленным выше. Выделяют две основные категории таких граждан по месту проживания до момента возникновения проблем:

  • жившие за рубежом;
  • проживающие на территории Российской Федерации.

Разница между ними

Рассматривая вопрос о том, чем отличается вынужденный переселенец от беженца, изучим права и обязанности этих двух статусов. Для примера и наглядности составили таблицу отличий беженцев от вынужденных переселенцев с позиции законодательства:

ПраваБеженецВынужденный переселенец
Получение единовременного пособияДаДа
Получение направления на проживание в центре временного размещенияДаДа
Содействие в обеспечении провоза багажаДаДа
Медицинская помощьДаДа
Возможность самостоятельно выбрать место проживанияНетДа
Постановка на учет в качестве нуждающегося в жильеНетДа
Помощь во вступлении в ЖСК, индивидуальном строительстве, приобретении земельного участка и строительных материаловНетДа
Предоставление социальных выплат на приобретение жильяНетДа
Содействие в организации компактных поселенийНетДа
Содействие в устройстве в детские сады, школы и другие учебные заведенияДаДа
Содействие в трудоустройстве и профессиональном обученииДаДа
Регистрация в качестве безработногоНетДа
Содействие в получении документов, подтверждающих трудовой стажНетДа
Содействие в возвращении на прежнее место жительстваДаДа
Помощь в возвращении на территорию РФ имущества, оставленного на предыдущем месте проживанияНетДа
Получение услуг переводчика, разъяснение прав и обязанностейДаНет
Помощь в пересечении границы при проходе на территорию РФДаНет
Получение питания и коммунальных услуг в месте временного размещенияДаДа
Предоставление охраны для обеспечения безопасностиДаНет
Социальное обеспечение по законам РФДаДа
Содействие в получении информации о родственниках, проживающих на территории РФДаНет

До получения РВП (разрешения на временное проживание) или ВНЖ (вида на жительство) признанный беженцем иностранец места жительства не имеет, но его право изменить место пребывания закон ничем не ограничивает.

Следует лишь сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учета в территориальном органе МВД и в течение семи дней со дня прибытия на новое место встать на учет в территориальном органе МВД (статья 8 закона №4528-1).

Отличия преимущественно касаются разницы в гражданстве, но беженцы не смогут получить помощь в строительстве или приобретении собственного жилья.

Кроме перечисленного, они получают часть прав, аналогичных тем, что имеют граждане РФ (на работу, общественную деятельность, получение образования, медицинских услуг и др.

), и возможность с минимальными усилиями получить гражданство России или право на постоянное проживание.

Особенности получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев

На текущий момент статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ получают по схожей схеме.

В обоих случаях необходимо обращаться в структурные подразделения органов внутренних дел, занимающихся этим вопросом, или в дипломатические представительства РФ, если заявитель находится вне территории РФ.

Разница в том, что переселенцы имеют возможность подавать все документы в электронном виде. Также есть некоторые отличия в количестве и составе документов, но это зависит от сложившейся ситуации и многих других факторов.

После подачи заявления оно рассматривается уполномоченными лицами и только после принятия положительного решения заявители получают запрошенный статус со всеми преимуществами, которые для него предусмотрены законодательством.

Родился на Украине, в 2017 году самостоятельно получил гражданство России, прошел все этапы, теперь хорошо в этом разбираюсь и делюсь опытом.

По образованию – финансист и бухгалтер. Многие годы проработал в банках. Это дало необходимый опыт работы с документацией, что в конечном итоге помогло при оформлении документов на гражданство.

Стаж как автора статей – более 5 лет, из которых практически весь срок работал с порталами юридической тематики, изучал законодательство, требования и особенности решения разных проблем. При оформлении гражданства опирался исключительно на свой опыт и знания, что помогло получить нужный статус в рекордный для моего региона проживания (Воронеж) срок.

Источник: https://xn--80aagbgl5cjlpl.online/dokumenty-inostrancza/raznitsa-mezhdu-bezhentsami-i-vynuzhdennymi-pereselentsami

Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Отличие беженца от вынужденного переселенца

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами.

Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?

На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

https://www.youtube.com/watch?v=V5MKalC8434

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права переселенцев

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется.

Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа.

Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Источник: https://FB.ru/article/387448/bejentsyi-i-vyinujdennyie-pereselentsyi-shodstvo-i-razlichiya-v-statusah-prava-federalnyiy-zakon-o-bejentsah-i-vyinujdennyih-pereselentsah

Беженец и вынужденный переселенец: основные отличия в 2021 году

Отличие беженца от вынужденного переселенца

На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно.

На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении.

Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Кто такие беженцы

Согласно ст.

1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.

Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.

Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.

Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.

Кто такие вынужденные переселенцы

Согласно ст.

1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.

Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.

Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца.

Отличия

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.

В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.

Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.

Процедура получения

Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий.

Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье.

Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.

Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам.

Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Выплаты

Источник: https://bestmem.ru/migranty/bezhentcy/otlichie-bezhenetcev-vynuzhdennykh-pereselentcev.html

Отличие беженцев от вынужденных переселенцев и перемещенных лиц

Отличие беженца от вынужденного переселенца

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.

), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:

– преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;

– тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

– деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения.

Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

Внутренне перемещённые лица (лица, перемещённые внутри страны; ЛПВС,) — лица, вынужденные внезапно бежать из своих домов в больших количествах в результате вооруженного конфликта, внутренней розни, систематических нарушений прав человека либо стихийных бедствий и находящиеся на территории собственной страны[1].

Фактически, внутренне перемещённые лица, это лица, подпадающие под определение беженцев, но которые, покинув место своего постоянного проживания, остаются в стране своей гражданской принадлежности и могут пользоваться её защитой.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ (англ.

forced settler) – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По указанным обстоятельствам В.п. признается гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории: иностранного государства и прибывший на территорию РФ; на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию др. субъекта РФ. В.п.

также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по указанным выше обстоятельствам. Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах»** В.п.

признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Приобретение и утрата гражданства, двойное гражданство

Право каждого человека на гражданство было закреплено в 1948 г во Всеобщей декларации прав человека ООН и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ООН 1966 г).

Приобретение гражданства

Основные способы приобретения гражданства:

1. по рождению,

2. натурализация (прием в гражданство)

1. Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».

Право крови: ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Право почвы: ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства, раньше США.

Если родители из разных государств: гражданство ребенка определяется родителями по обоюдному согласию.

Смешанный принцип, который сочетает оба вышеназван­ных.

Ребенок получает гражданство государства его родителей независи­мо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родил­ся на территории страны, применяющей принцип «права почвы», авто­матически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том чис­ле Великобритания, Индия, США, Франция.

2. Натурализация.

– Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит пу­тем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладаю­щего дееспособностью.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).

Чтобы получить гражданство, необходимо выполнить определенные условия:

– ценз оседлости (постоянное проживание на территории государства в течение определенного времени, 5-10 лет)

– доп. требования (знание языка, постоянный источник дохода, принесение присяги в верности гос-ву, признание конституции, так же возможно при вступлении в брак с иностранцем и при усы­новлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.)

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. Например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство лиц, которые:

– выступают за насильственное изменение конституционного строя;

– состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами;

– осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Другие способы приобретения гражданства:

3. Признание (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве);

4. Регистрация (например, при усыновлении, установлении опеки признании отцовства);

5. Реитеграции – восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявших в гражданстве; может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

6. Международный договор – при территориальных изменениях, в результате оптации (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор (оптация) гражданства в порядке и сроках, установленных международным договором).

7. Пожалование – например предоставление гражданства за особые заслуги перед государством. Эта практика началась в конце ХУШ в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

При трансферте (переходе территории от одного государства к дру­гому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. На­селение просто передают другому государству вместе с территорией.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан.

Утрата гражданства

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие во­леизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвен­ция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

1) Экспатриация – оставление отечества добровольно или по принуждению. Временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряженное с лишением гражданства.

2) Денатурализация – отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

3) Добровольный выход из гражданства (Cвободная или разрешительная – заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.)

Чаще всего г-во обуславливает выход из своего гражданства, приобретением гражданства другой страны.

В ряде случаев государство может запретить утрату/смену гражданства, если:

– гражданин не выполнил обязательств перед г-вом (военная служба)

– на него завели уголовное дело,

– приговор суда

– не имеет другого гражданства и гарантии его приобретения

Сейчас по всему миру принимаются все возможные меры, чтобы безгражданство было искоренено.

Двойное гражданство

– двойное гражданство подразумевает наличие у лица гражданства двух или более государств. Этот термин включается и множественное гражданство – тройное и т.д.

Как правило, государство, гражданин которого по каким-либо причинам имеет гражданство другой страны, должно рассматривать его исключительно как гражданина своей страны, независимо от того, как данное государство относится к институту двойного гражданства в целом.

Два гражданства можно получить:

по праву рождения, если твои родители – граждане разных государств;

по праву почвы (по факту места рождения), которое действует в довольно-таки небольшом количестве стран – США, Уругвай, Перу, Пакистан, Колумбия, Мексика, Ямайка, Канада, Бразилия, Аргентина и некоторые другие страны.

Кроме того, можно приобрести дополнительно гражданство в ходе натурализации, на основании заявления.

Многие государства (например, Германия) требуют от гражданина другого государства, который желает получить германское гражданство таким способом – натурализацией – отказаться от прежнего гражданства.

«Лица, приобретающие германское гражданство, должны, как правило, отказаться от иностранного гражданства. Как и прежде, делаются исключения, если отказ от гражданства невозможен или связан с особыми трудностями».

В США также действует подобная процедура, но при этом реальность отказа нет необходимости удостоверять: например, нет требования сдать свой старый паспорт. А вот, например, в Турции, Италии, Израиле не нужно отказываться от своего первого гражданства. В Российской Федерации законодательно разрешено наличие двойного гражданства.

Среди основных проблем, которые могут возникнуть у бипатрида – так именуется лицо с двумя и более гражданствами, можно упомянуть следующие: оказание этим лицам дипломатической защиты и прохождение ими военной службы.

В обоих случаях нет какого-то определённого и закреплённого порядка решения вопроса: как правило, всё решается, исходя из конкретной ситуации и конкретного человека.

Одним из таких способов является заключение международного соглашения, чтобы, например, не считать отдельно взятое лицо мужского пола, прошедшего службу в одной стране, уклонистом, из-за того, что он не прошёл её в другой стране, гражданином которой он также является.



Источник: https://infopedia.su/8x1766.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.