Отмена лицензии

Энергосбытам прощают лицензии

Отмена лицензии

Как выяснил “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин хочет отменить наиболее спорную инициативу Минэнерго по лицензированию энергосбытовой деятельности.

Новый механизм должен был заработать 1 июля, с рынка могли уйти крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом. Однако лицензирование потеряло актуальность, полагают участники рынка, поскольку оно не вписывается в «регуляторную гильотину».

Отмена механизма, считают эксперты, повысит конкуренцию, но при этом ускорит накопление долгов, объем которых уже превышает 200 млрд руб.

Новое правительство хочет в срочном порядке отказаться от спорной инициативы Минэнерго по зачистке розничного рынка от недобросовестных энергосбытовых компаний.

По данным “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов в части отмены введения лицензирования энергосбытовой деятельности (документ от 14 марта 2020 года есть у “Ъ”).

составлял долг гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний перед оптовым энергорынком на конец февраля

Минэнерго много лет продвигало введение лицензий после громких скандалов с банкротством сбытов. Закон о лицензировании был принят еще в 2017 году и должен был убрать с рынка злостных неплательщиков, имеющих долги перед сетевым комплексом и оптовым энергорынком.

Но его вступление в силу постоянно откладывалось. Согласно последним изменениям, энергосбытовые компании (ЭСК) и гарантирующие поставщики (ГП) должны получить лицензии до 1 июля.

Процесс должен был начаться с января, однако затормозился, поскольку правительство так и не утвердило проект постановления, в котором детально определен процесс лицензирования.

Участники рынка опасались, что не успеют пройти процедуру лицензирования, и называли 20 марта крайним сроком для начала процесса оформления документов. При этом за работу без лицензии или с нарушениями в документах предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Между тем долги ГП и ЭСК продолжают расти. По данным ЦФР на конец февраля, их задолженность на оптовом энергорынке превысила 101 млрд руб. На конец ноября 2019 года долги ГП и ЭСК перед «Россетями» составляли 76,6 млрд руб., а перед другими сетевыми организациями — 24,6 млрд руб.

Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев сообщил “Ъ”, что принятие нормы по лицензированию может ограничить конкуренцию.

«Система лицензирования является административными барьером в первую очередь для энергосбытовых компаний, которая приведет к росту издержек и ухудшению конкурентной среды»,— говорит он.

В аппарате Михаила Мишустина, в Минэнерго и в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) не ответили на запрос “Ъ”.

«Цели и задачи лицензирования энергосбытовой деятельности (контроль платежной дисциплины и контроль качества обслуживания потребителей) достижимы в рамках существующей системы контроля»,— сказала “Ъ” председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая.

ГП и так зарегулированы в части взаимоотношений с потребителями, к ним уже сейчас применяются наиболее жесткие требования в части соблюдения финансовой дисциплины.

Госпожа Невмержицкая напоминает, что в случае накопления задолженности за период свыше двух месяцев сбыты лишаются статуса субъекта оптового энергорынка, что обеспечивает защиту интересов производителей энергии и сетевых компаний.

Отмену лицензирования поддерживает и промышленность. В «Сообществе потребителей энергии» сообщили “Ъ”, что лицензирование избыточно, а деятельность сбытовых компаний уже в достаточной мере регламентирована. Например, для решения проблемы неплатежей существует система предоставления финансовых гарантий.

При этом компании, входящие в Ассоциацию ГП и ЭСК, уже были готовы к лицензированию.

Так, гендиректор «Атомэнергосбыта» (входит в «Росатом») Петр Конюшенко сообщил “Ъ”, что компания даже заинтересована в лицензировании, во многом из-за того что «оно позволило бы не допускать недобросовестные энергосбытовые компании работать с потребителями, а это, в свою очередь, защитило бы и клиентов, и других участников энергорынка».

Представители «РусГидро» и «Т Плюс», владеющие сбытовым бизнесом, сообщили, что тоже готовы к лицензированию с 1 июля, но будут следовать решениям правительства. В «Интер РАО» и в «Русэнергосбыте» (основной поставщик ОАО РЖД) не ответили на запрос “Ъ”.

Сбытовой бизнес трудно проходил экономические спады, накапливая задолженность перед оптовым рынком, теряя игроков в банкротстве, испытывая сложности покрытия кассовых разрывов в условиях резкого роста ставок кредитования, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

По его мнению, лицензирование было направлено против слабых игроков, снижая риски взрывного роста неплатежей и сохранения средств всех участников энергорынка.

«Обратной стороной этого процесса был резкий рост ограниченного количества игроков, часто аффилированных с государством,— это энергосбыты “Интер РАО”, “Росатома” и т. д.

Отмена лицензирования приведет к остановке процесса укрупнения сбытов и повышению конкуренции, но одновременно может и вызывать ускорение роста задолженности и неплатежей в энергосистеме»,— считает Владимир Скляр.

Полина Смертина, Татьяна Дятел

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4291150

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

Отмена лицензии
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации.

Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.

Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:

  • обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
  • было допущено нарушение требований лицензии;
  • предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
  • нарушена процедура выдачи лицензии;
  • выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.

Основания аннулирования лицензии

Аннулирование лицензии возможно на основании судебного решения или в результате прекращения деятельности организации. Заявление про аннулирование в судебную инстанцию подает орган госжилнадзора. Причиной для подачи соответствующего заявления является решение лицензионной комиссии.

Несмотря на то, что решение про прекращение действия лицензии выносится судом на основе поданного заявления, судебная инстанция только принимает подобное постановление, а отзывает лицензию непосредственно ГЖН. Иск в суд ГЖН должен основываться на нарушениях управляющей компании, которые были выявлены в результате проверки.

Главным основанием для отзыва лицензии управляющей компании и подачи соответствующего заявления является несоблюдение предписаний, выданных ГЖН.

То есть заявление будет подано, если как минимум два предписания не соблюдены управляющей компанией и/или на нее наложено два взыскания. Также возможно аннулирование лицензии, если в ходе управления домами допускались нарушения требований, количество которых не меньше двух в календарный год.

Лицензия может быть как минимум приостановлена при выявлении несоответствия следующим требованиям:

  • штат управляющей компании не доукомплектован специалистами или их квалификация не отвечает работам, которые выполняются;
  • информация об управляющей компании не отвечает действительности.

Таким образом, основанием для того чтобы лицензия была аннулирована, является исключение из реестра лицензий сведений о МКД, совокупная площадь помещений которых составляет более 15% от совокупной площади всех помещений в домах, за управление которыми отвечал лицензиат на протяжении 12 месяцев, предшествовавшими дате подачи заявления в судебную инстанцию.

Прекращение действия лицензии

Частью 3 статьи 199 Жилищного кодекса России определено, что лицензия прекращает свое действие в связи с ее аннулированием по решению судебной инстанции с момента, когда внесена соответствующая запись в реестр лицензий субъектов России.

 Другие причины для этого указаны в Федеральном законе про лицензирование отдельных видов деятельности. Причины, по которым возможно исключение из реестра лицензий сведений о МКД, обозначены в статье 198 ЖК РФ.

Она определяет, что аннулирование лицензии управляющей компании происходит в следующем порядке:

  • орган госжилнадзора на протяжении 12 месяцев как минимум дважды выдает предписание относительно МКД, управлением которого занимается лицензиат;
  • управляющая компания (лицензиат) игнорирует выполнение предписаний, которые выданы органом госжилнадзора, или подходит к их выполнению ненадлежащим образом;
  • судебная инстанция по заявлению органа госжилнадзора как минимум дважды назначает административное наказание для лицензиата за то, что предписание не выполнено или выполнено ненадлежащим образом;
  • орган госжилнадзора исключает сведения о МКД, по отношению к которому были назначены административные взысканий, из реестра лицензий. Данная процедура производится в порядке и в срок, которые утверждены уполномоченным исполнительным органом власти.

Прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом

Управление МКД продолжается до момента, когда:

  • новая организация возьмет на себя обязательства по контракту управления МКД;
  • произойдет государственная регистрация жилищного кооператива или ТСЖ.

На протяжении 15 дней с момента выдачи органом госжилнадзора уведомления про факт аннулирования лицензии органом местного самоуправления созывается общее собрание.

В ситуации если не выбран способ управления или принятое решение не реализовано, структурой местного самоуправления объявляется конкурс на протяжении 3-х рабочих дней.

Если по какой-то причине конкурс не состоялся, контракт может быть заключен без конкурса.

Структура, которая утратила лицензию, обязана на протяжении двух рабочих дней передать документацию технического характера и прочие документы, которые имеют отношение к МКД, новой структуре, которая приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/annulirovanie-licenzii-i-prekrashhenie-ee-dejstviya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.