Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Содержание

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. № 1312 Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления..

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 17 статьи 2 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, частью 34 статьи 2 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” и частью 17 статьи 2 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1.

Установить в 2020 году выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам (далее – работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее – военнослужащие), сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники), организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах:

а) врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры – анестезисты), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

г) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

д) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

е) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

ж) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

з) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

и) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

2.

Установить в 2020 году выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач работникам, военнослужащим и сотрудникам организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в следующих размерах:

а) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющим в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, осуществляющему в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) младшему медицинскому персоналу, осуществляющему в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

3. Категориям лиц, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящего постановления, устанавливается один вид выплат стимулирующего характера из предусмотренных указанными пунктами.

4.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти и федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” на осуществление выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления.

5. Выплаты стимулирующего характера, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, осуществляются за период с 1 апреля 2020 г., но не ранее даты регистрации на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции, за фактически отработанное время, время исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей).

6.

Размер выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, работникам организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (за исключением указанных в пункте 7 настоящего постановления), а также работникам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в размерах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в соответствии с локальным нормативным актом организации, определяющим:

перечень наименований подразделений организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

перечень должностей работников подразделений организации, по которым устанавливаются особые условия труда и замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

7. Федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, утвердить порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления.

8. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

В 2020 г. стимулирующие выплаты при оказании медпомощи гражданам с коронавирусом и лицам из групп риска будут также получать:

– военнослужащие-контрактники;

– сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах УИС;

– лица, проходящие службу в войсках нацгвардии и имеющие специальные звания полиции;

– сотрудники ОВД, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также МГУ.

Указаны должности. Размер выплат составит от 20% до 100% от среднемесячного дохода.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74497858/

Оплата труда в особых условиях: статья 146 ТК РФ

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных, производится на повышенном уровне. Об этом прямо говорится в ст. 146 ТК РФ, которой и нужно руководствоваться на предприятии при расчете заработной платы.

Кому положена повышенная оплата?

Оплата в особых условиях труда работников по ТК РФ имеет повышенные значения в ряде случаев. К таковым относятся следующие обстоятельства:

  • работа на тяжелом/опасном производстве – в ходе нее человек может получать профессиональные заболевания, наносить непоправимый вред своему здоровью;
  • работа в особых условиях климата.

Общее правило о повышении зарплат для таких сотрудников закреплено в ст. 146 ТК РФ. Более детально о назначении доплаты говорится в ст. 147, 148 ТК РФ.

Особые условия труда – что это такое?

Руководители, чтобы не нарушить законодательство, должны четко понимать, кто на предприятии трудится в особых условиях, а кто в обычных. Ведь для первых предусмотрена более высокая оплата. Работа в нормальных условиях имеет следующие признаки:

  1. продолжительность рабочего дня – 8 часов;
  2. дневная смена;
  3. рабочая неделя – 40 часов;
  4. условия погоды – нормальные;
  5. работа по месту проживания, а не в удаленной местности;
  6. полное выполнение санитарных норм.

Получается, несоблюдение этих требований делает условия труда особыми. Правда, получение большего оклада на постоянной основе возможно, если подобные факторы действуют регулярно. То есть, рабочая неделя больше нормы, как и продолжительность смены, сотрудник может работать в ночную смену.

Если опираться конкретно на трудовое законодательство, то можно понять, что особые условия сопровождаются появлением каких-либо неблагоприятных факторов. Это могут быть условия труда на предприятии или климатические условия. На деле такие сотрудники работают с вредными, опасными и ненормированными условиями.

В ст. 149 ТК РФ также есть перечисление условий, которые не относятся к числу нормальных, но носят при этом лишь временный характер. Сюда относятся:

  • работа в выходные и праздничные дни;
  • увеличение длительности рабочего дня (например, нужно выполнить работу к определенному сроку, из-за чего сотруднику приходится задерживаться);
  • работа в ночную смену;
  • внутреннее совместительство.

В этом случае речь не идет о повышении ставки. Человек обычно получает доплату за дополнительный функционал или выработку часов.

Когда оплачивается работа в особых условиях?

К сожалению, не все работодатели горят желанием выплачивать сотрудникам дополнительные суммы за их работу в особых условиях. Если руководитель предприятия не повысил зарплату при этом, он нарушает трудовое законодательство. По общему правилу он должен:

  1. увеличить размер зарплаты, если особые условия носят постоянный характер;
  2. предусмотреть доплату, если сложившиеся условия носят временный характер.

В обоих случаях изменения в оплате труда должны быть отображены официально. В первом – в коллективном трудовом договоре, дополнительном соглашении. Во втором случае обычно издается отдельный приказ о компенсации.

Тяжелые условия труда

Если человек в ходе выполнения трудовых обязанностей имеет определенные риски для собственного здоровья, то работодатель должен это как-то компенсировать. Вот только далеко не любая работа относится к вредной/тяжелой. Перечень профессий очень обширен. В этот список входят работы:

  • под землей;
  • с заключенными под стражу;
  • на лесозаготовках;
  • в портах на разгрузке/погрузке;
  • водителем грузовых автомобилей, общественного транспорта и т. д.

Некоторые условия труда называют особыми только в отношении женщин, так как им приходится выполнять тяжелую физическую работу. Например, такое практикуется в текстильной промышленности и сельскохозяйственном секторе (если женщина управляет тракторами и иной спецтехникой).

Причитающийся размер оплаты труда

В ст. 146 ТК РФ говорится о необходимости увеличения заработной платы вследствие особых условий труда и климатических особенностей. Конкретных формул для расчета в законодательстве не приводится. Однако ст. 147 ТК РФ гласит, что за работу с вредными и опасными условиями труда размер оплаты должен быть повышен не меньше, чем на 4% от оплаты в обычных условиях.

Вместе с тем, работодатель должен учитывать мнение профсоюзного органа при установлении размера выплат и руководствоваться при этом ст. 372 ТК РФ.

Максимальный размер превышения законодательство не ограничивает. Тут все зависит от сознательности работодателя и финансовых возможностей предприятия.

Иногда размер превышения достигает 100% от размера заработной платы. Устанавливаемые доплаты обязательно отображаются в официальных документах – трудовом договоре.

Здесь же зачастую прописываются и условия оплаты работы с особыми условиями. Это может быть:

  1. доплата в процентном соотношении от оклада;
  2. доплата за выполнение дополнительных функций в абсолютном выражении (но тогда обычно прописывается ее размер для каждого конкретного случая отдельно по согласованию с работником).

Если же речь идет о постоянной работе в ненормальных условиях, то условия повышения заработной платы устанавливаются после проведения аттестации рабочих мест. С помощью этой процедуры работодатель может адекватно оценить условия труда, а именно:

  • вредность;
  • тяжесть;
  • интенсивность;
  • наличие сопутствующих факторов (химические, производственные и т. д.).

При повышении оплаты труда нельзя забывать о действующих районных коэффициентах и других надбавках, причитающихся сотруднику по трудовому договору.

Размер зарплаты устанавливается с учетом повышения за особые условия труда, но он не включает районный коэффициент.

Что это значит? Что сначала считается зарплата с надбавками, а уже потом на нее начисляется районный коэффициент и вычитается НДФЛ. В итоге человек получает ощутимую прибавку к доходу за тяжесть труда.

Источник: https://urlaw03.ru/trudovye/article/oplata-truda-v-osobyx-usloviyax

На какую доплату за особые и вредные условия труда может расчитывать работник?

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Трудовое законодательство и ряд иных актов обязывают работодателей предоставлять сотрудникам гарантии и компенсации за работу в особых условиях труда.

Что относится к особым условиям работы?

В первую очередь трудовое законодательство под особыми условиями труда (ст. 146 ТК РФ) понимает:

  • вредную или опасную обстановку для жизни и здоровья работника;
  • труд в особых климатических условиях.

Сам ТК РФ и иные законодательные акты не содержат точного определения термина «особые условия труда», относя к ним перечисленные выше ситуации.

На практике же под особыми часто понимают условия, отклоняющиеся от нормы (ст. 149 ТК РФ), например:

  • работа более 8 часов (сверхурочный труд);
  • в выходные дни, в ночное время суток и т.д.

Справка. Перечень вредных и опасных условий, напротив, нашел точное отражение в ст. 117 ТК РФ и ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда».

К ним относят трудовую обстановку, которая способна воздействовать на организм работника:

  • существует большой риск причинения вреда здоровью во время трудовой деятельности;
  • возникает риск развития профессионального заболевания;
  • имеется угроза не только здоровью, но и жизни.

Какие надбавки к окладу предполагаются?

Трудовое законодательство устанавливает, что работа в особых или отклоняющихся от нормы условиях должна оплачиваться в большем размере, чем оклад за ту же деятельность в нормальной ситуации. И хотя точные размеры не установлены, законодатель определил минимальные проценты, ниже которых работодатель не может установить заработную плату.

В этом вопросе необходимо выделить три различные ситуации.

  1. Разовая повышенная оплата труда за условия, отклоняющиеся от нормы.

Выше был приведен пример особых трудовых условий. Все они, кроме климатических отклонений, носят разовый характер. В соответствии со ст. 149 ТК РФ работникам, трудящихся в отклоняющейся от нормы обстановке, положены дополнительные выплаты:

Локальными актами организации может быть установлен более повышенный размер.

  1. Оплата труда за работу в особых климатических условиях.

Процедура оплаты труда в особых климатических условиях регулируется в общем смысле в ч. 2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ, не содержащих конкретного указания на то, какие именно критерии климата имеются в виду.

Более конкретизирован этот вопрос в иных нормах – ст. 315 – 317 ТК РФ и в ст. 10—11 Закона РФ от 19.02.1993 г.

№ 4520-1, содержащих положения о гарантиях, компенсациях и оплате труда работников, трудящихся в районах Крайнего Севера.

Процент надбавки к заработной плате и условия ее начисления будут зависеть от конкретного региона. Например, работникам, проработавшим в Антарктике полгода, увеличивают оплату на 10%. Такое увеличение производится каждые 6 месяцев.

  1. Оплата труда во вредных и (или) опасных условиях.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ заработная плата сотрудников, находящихся во вредных или опасных для жизни и здоровья условиях, должна быть больше на 4% и более оклада, который оплачивался бы им за аналогичную работу в нормальных условиях.

Конкретный размер может быть установлен отдельными законодательными актами, регулирующими ту или иную сферу труда.

Степень вредности или опасности устанавливается результатами специальной аттестации (гл. 2 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426).

Как осуществляются выплаты за особые условия?

Процедура расчета и начисления доплаты будет зависеть от того, какие именно условия влияют на повышение оклада.

Отклоняющиеся от нормы

Как уже было сказано выше, большинство таких условий носят разовый характер, так как законодатель установил ограничения на привлечение работников к постоянному труду в подобной обстановке.

Привлекать сотрудников к труду в их законный выходной или государственный праздник можно, но только с их письменного согласия (понадобится личное заявление о согласии на такую работу и подпись работника на Приказе).

Важно! В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ у сотрудника есть выбор: получить дополнительную оплату или взять дополнительный выходной в любой другой день.

И если сотрудник выбрал первый вариант, то надбавка осуществляется так:

  • если выходной день отработан полностью – двойной оклад (двойная сдельная расценка, двойная часовая ставка и т.д.);
  • если сотрудник вышел на несколько часов – двойной оклад пропорционально отработанным часам.

Работнику, выбравшему вместо доплаты выходной, оплатят отработанный рабочий день в обычном порядке (размер 1 оклада). Выбранный им дополнительный нерабочий день не оплачивается.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ под таковой понимается труд работника за пределами его рабочих часов по инициативе работодателя. Как и работа в выходные дни, сверхурочный труд осуществляется только с письменного согласия сотрудника.

Сверхурочные оплачиваются следующим образом (ст. 153 ТК РФ):

  • первые 2 часа – в 1,5 размера оклада;
  • последующие часы – в двойном размере.

Локальными актами организации размер может быть повышен.

Некоторые виды деятельности предполагают труд исключительно в ночное время (с 10 вечера до 6 утра).

Норма ст. 96 ТК РФ устанавливает ряд гарантий и ограничений для работников, в частности, запрет привлечения на такую работу беременных женщин, несовершеннолетних и т.д.

Расчет производится по правилам ст. 154 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554: за каждый час работы ночью оклад повышается не менее, чем на 20% часовой ставки.

Вредные или опасные

Важно! В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальный размер повышения оклада за работу в условиях, представляющих опасность для сотрудника или наносящих ему вред, составляет 4% от оклада.

Иной минимальный (а в некоторых случаях и максимальный) порог может быть установлен другими законодательными актами, регулирующими отдельные виды профессиональной деятельности, например:

Точный размер оклада с учетом надбавки за вредные или опасные условия устанавливается локальными актами организации.

Важно отметить, что подобные условия могут носить как временный, так и постоянный характер. Соответственно, надбавка к окладу также будет начисляться либо в определенные моменты, либо постоянно.

Определяется степень вредности или опасности условий следующим образом.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 426 и Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 г. № 387/22-78:

  • вредные условия – 3 класс условий труда (3.1 – после воздействия организм работника длительно восстанавливается; 3.2 – риск развития профессионального заболевания легкой степени тяжести; 3.3 – воздействие приводит к проф.заболеванию легкой или средней степени тяжести; 3.4 – риск развития тяжелой степени заболевания с полной потерей трудоспособности);
  • опасные условия – 4 класс (высок риск острого профессионального заболевания, угроза жизни работника).

Класс вредности необходимо перевести в баллы, в соответствии с Приложением 2 Постановления Госкомтруда № 387/22-78.

Для вредных условий:

  • класс 3.1 – 1 балл;
  • класс 3.2 – 2 балла;
  • класс 3.3 – 3 балла.

Класс 3.4 был введен Руководством 2.2.2006-05. 2.2, то есть, позднее выше представленного Постановления. С практической и логической точки зрения, этот класс вредности оценивается в 4 балла.

Эти показатели влияют на установление определенного процента к надбавке.

Нестандартные климатические

Справка.

Источник: https://narabote.me/oplata-truda/doplaty/osobye-i-vrednye-usloviya.html

Доплата за вредные условия труда

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Если работник занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, то он имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных. Какие это компенсации? Каков их порядок налогообложения? Как определяется размер этих компенсаций? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Компаниям следует помнить, что доплата за вредность устанавливается для сотрудников только в том случае, если условия их труда были признаны вредными на основании спецоценки труда.

Если условия труда на рабочем месте признаны безопасными по результатам спецоценки, то данная компенсация не устанавливается (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По ee результатам устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

В Постановлении от 20.11.2008 № 870 Правительство РФ установило минимальный размер соответствующих компенсаций, предоставляемых по результатам спецоценки условий труда.

На сегодняшний момент устанавливаются следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 ТК РФ).

Это минимальный, установленный законом, размер гарантий и компенсаций, которые работодательобязан предоставить сотрудникам.

Кроме того, есть еще один вид компенсации – выдача специальных продуктов питания сотрудникам, подвергающимся влиянию негативных факторов во время работы.

В частности, в обязанность работодателя входит предоставление молока или равноценных пищевых продуктов специалистам, занятым на вредном производстве.

Размер доплаты не обязательно должен быть одинаковым для всех работников. Более высокий размер доплаты работодатель может установить в индивидуальном договоре, коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 147, ч. 3 ст. 219 ТК РФ).

Кроме того, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).

Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

Обратите внимание, если сотрудники трудятся в северных регионах, то на доплату за вредные условия труда должен начисляться районный коэффициент (Постановление Минтруда России от 11.09.1995 № 49).

Порядок установления компенсации

Порядок установления компенсаций за вредные и опасные условия труда Минтруд РФ привел в Информационном письме от 13.02.2013. В этом документе содержится перечень документов, которые работодатель может использовать для установления соответствующего размера компенсации:

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
  • Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.
  • Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

Конституционный Суд в своем Определении от 07.02.

2013 № 135-О отметил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда.

Это касается даже тех работников, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как рассчитать компенсацию за вредные условия труда

Порядок расчета доплаты за вредные условия труда рассмотрим на примере:

Работник Петрова Т.В. работает поваром в столовой металлургического предприятия с окладом в 40  000 руб. По результатам спецоценки было определено, что должность повара на данном предприятии относится к работе с вредными условиями труда. Конкретным фактором, который оказывает негативное воздействие, является работа в помещении с высокой температурой (у горячей плиты).

Минимальный размер доплаты за вредные условия труда должен составлять: 40  000 х 4% = 1 600 руб. 

Однако по решению руководителя этот показатель был увеличен до 5% от оклада. Поэтому сумма доплаты, которую получит повар, составит:

Д = 40  000 х 5% = 2 000 руб.

Итоговая сумма расчета доплат за вредность составит 42 000 руб. (40  000 + 2 000). 

Налогообложение НДФЛ компенсации за вредные условия труда

Рассмотрим вопрос с позиции налогообложения: какие компенсации и гарантии подлежат или не подлежат налогообложению НДФЛ:

1. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым во вредных условиях является гарантией, а не компенсационной выплатой. Поэтому суммы оплаты таких отпусков облагаются НДФЛ на общих основаниях и включаются в базу для начисления страховых взносов на ОПС, ОМС и социальное страхование, в том числе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2. Дополнительные выплаты к заработной плате за вредные условия труда выплачиваются на основании ст. ст. 147, 164 ТК РФ. Компенсационные выплаты по ст.

147 ТК РФ по своей сути не являются компенсацией, а представляют собойнадбавку к заработной плате, на которую освобождение от НДФЛ не распространяется.

Такие выплаты отличаются от компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая установлена ст. 164 ТК РФ. Именно такие выплаты не облагаются НДФЛ (Письмо МФ РФ от 06.08.2010 № 03-04-06/6-165).

Минимальный размер компенсации работникам, занятым на вредных и опасных производствах составляет 4% от зарплаты (Постановление № 870). По мнению МФ РФ она также подлежит налогообложению НДФЛ (Письмо МФ РФ от 19.06.09 № 03-04-06-02/46).

3. Согласно ст. 222 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдаются бесплатно по нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и порядок применения такой льготы приведены в Приказах Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и от 16.02.2009 № 46н – для особо вредных производств.

Данные компенсации, включая лечебно — профилактическое питание для работников, занятых на особо вредных производствах, не облагается НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ). Об этом говорится в Письме ФНС России от 14.02.2012 № ЕД-3-3/433@. При этом налоговики не увязывают применение данной нормы со спеоценкой условий труда.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/246

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Отмена надбавки за особо сложные условия труда

Многие граждане работают в отклоняющемся от нормального, порой опасном для здоровья, окружении. Такие люди имеют законное право на получение повышенной заработной платы, дополнительных льгот, предусмотренных ТК РФ. Размер увеличения оклада каждый работодатель устанавливает, ориентируясь на положения трудового договора и мнение профсоюза.

Оплата в особых условиях труда статья 146 ТК РФ

Исходя из 146 статьи ТК РФ, особые условия деятельности представляют собой занятость граждан на тяжелой работе, их взаимодействие с опасными, вредными, прочими неблагоприятными для здоровья веществами.

К особенным характеристикам данной деятельности относят:

  • совмещение вакансий;
  • выполнение работы разнообразной квалификации;
  • сверхурочную деятельность;
  • труд в выходные, праздники;
  • ночные смены;
  • иные случаи, с учетом ТК РФ.

Кроме этого, исходя из характеристик деятельности, она может быть трех групп: тяжелой, с вредными для здоровья факторами, с опасными факторами, деятельность в местностях с особенным климатом.

Скачать текст статьи 146 ТК РФ

Оплата труда в особых условиях и условиях отклоняющихся от нормальных всегда устанавливается в размерах, превышающих стандартную заработную плату. Зарплата начисляется следующим образом:

  • при вредном, опасном производстве, в местностях с особенным климатом – исходя из аттестации места работы;
  • при сверхурочном выполнении задач – минимум в полтора раза больше стандартного оклада;
  • при совмещении должностей, увеличении объема работ – устанавливается по обоюдному соглашению сторон;
  • в ночное время – используя дойной тариф.

Таким образом, размер зарплаты для людей, работающих под постоянным влиянием негативных факторов, строго регламентируется законодательством, а за несоблюдение установленных норм предприятие могут оштрафовать.

Порядок оплаты труда в особых условиях

Перечень рабочих мест с неблагоприятными факторами деятельности ежегодно пересматривается и обновляется. Это связано с усовершенствованием организации деятельности и механизацией ручного производства.

Если на месте деятельности устранены вредные факторы, то путем проведения аттестации ему могут присвоить другую группу опасности.

Повышенная заработная плата выплачивается тогда, когда работник находится в зоне действия негативных факторов более 50% от своего рабочего времени.

Специалисты, а также лица, занимающие руководящие должности, имеют право на увеличенную зарплату, если работают в цехах, на производственных участках, где более половины сотрудников получают повышенный оклад из-за особенностей деятельности.

Персонал, временно занимающий должность с надбавками, получает дополнительные выплаты только во время замещения.

Тарифная система предусматривает начисление надбавки как отдельной выплаты, не включая ее в оклад, но иногда ее включают в тарифную ставку.

Что не относится к условиям труда отклоняющихся от нормальных?

Закон не позволяет полностью раскрыть трактовку понятия «особая обстановка труда». Сегодня рабочей обстановкой, не отклоняющейся от нормальной, считают:

  • восьмичасовой трудовой день;
  • дневную смену;
  • 40 часов трудовой недели;
  • работу не в удаленном или суровом климатическом регионе;
  • работа в обстановке, строго соблюдающей санитарные нормы.

Работа, осуществляемая в иных условиях, не подпадающая под определенные государством «нормы», относится к «особой» и должна оплачиваться по повышенным тарифам.

В учреждении оплата труда в особых, отклоняющихся от стандартных, условиях регулируется трудовым контрактом, соглашениями, местной документацией, коллективным договором.

При этом, размер выплат, предусмотренный внутри организационными документами, не может быть ниже законодательных норм.

Скачать текст статьи 146 ТК РФ

Особые условия оплаты труда гражданских служащих

К гражданским служащим относятся работники, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на любой службе какого-либо государственного субъекта РФ, получают денежное содержание из бюджетных средств. Оплата труда таких категорий работников предусматривает:

  • выплату ежемесячного оклада, соответствующего занимаемой должностью;
  • оплату ежемесячного оклада исходя из классного чина гражданского служащего;
  • доплату за выслугу;
  • доплату за работу с закрытой информацией;
  • оплату ежемесячных и остальных пособий или доплат, предусмотренных законодательством.

Иногда отдельным муниципальным служащим, путем издания указа Президента, может устанавливаться единая ставка, включающая в себя все категории выплат, которые перечисляются остальным государственным служащим.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (33,67

Источник: https://trudpravorf.com/otmena-nadbavki-za-osobo-slozhnye-usloviya-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.