Отмена прописки

Система прописки умерла

Отмена прописки

PhotoXPress

События, связанные с пандемией коронавируса, хорошо показали, что и как не работает в России. Возможно, это повод отказаться от устаревших институтов. Одним из таких институтов стала прописка или, говоря юридическим языком, институт постоянной или временной регистрации по месту жительства или пребывания.

Для введения режима самоизоляции и прямых карантинных мер государству оказалось важно знать, где человек живет на самом деле. Если меры станут более жесткими – по образцу, скажем, французских, где при каждом появлении на улице нужно указывать, где ты живешь и куда направляешься, – то эта информация станет жизненно необходимой.

Отдадим должное российским властям. Об официальной регистрации в этой ситуации почти никто не вспоминает. Отдельные эксцессы вроде попыток руководства Чечни ограничить въезд по принципу прописки встречают неодобрение федеральных властей.

Тема прописки возникает только тогда, когда властям нужно подчеркнуть, как в Приморском крае, что указывать в документах, обеспечивающих режим самоизоляции, нужно адрес реального проживания, а не адрес постоянной или временной регистрации.

Кризис продемонстрировал, что системы регистрации не могут быть использованы для решения насущных задач управления. Это неудивительно. Всероссийский опрос 2017 г.

, проведенный Центром стратегических разработок, показал, что не по месту регистрации (постоянной или временной) живет четверть людей в возрасте до 30 лет. Нет никаких оснований предполагать, что за минувшие три года ситуация существенно поменялась.

Более того, важно понимать, что оценка живущих не по прописке на основании опроса будет сильно заниженной, так как проживание не по прописке – административное правонарушение.

Но информация о том, сколько и где проживает людей, критически важна для государственного управления. Места в школах и детских садах, коммунальная инфраструктура и проч. – все это завязано на информацию о численности населения.

На самом деле много лет российские системы государственного управления успешно шли по пути отвязывания планирования и социального обеспечения от регистрации по месту жительства.

Прикрепиться к поликлинике, записать ребенка в детский сад или школу, получить многие формы государственной социальной помощи сегодня одинаково легко в любой точке страны вне зависимости от места регистрации.

Понятно, что существуют локальные инициативы, авторы которых стараются дискриминировать «приезжих», но это полулегальные и сомнительные практики. Большая часть государственных сервисов больше не нуждается в информации о прописке.

Проблемы остаются для различных региональных и муниципальных льгот, форм помощи и услуг. Там, где есть централизованный учет, нет шансов, что человек дважды получит единовременное пособие по рождению ребенка или материнский капитал.

Но там, где такого учета нет, вполне можно представить, что человек обращается за материальной помощью от Ленинградской области в Тихвине, а потом едет получить аналогичную помощь от Вологодской области в Череповец.

Однако эту проблему нужно решать другими способами. 

Фактическим признанием смерти системы прописки стало появление на портале государственных услуг пункта «Адрес проживания», где гражданину предлагается сообщить, где он находится на самом деле, и, если он находится в ином регионе, фактически признаться в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.1 КоАПа и грозящей штрафом до 5000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге или до 3000 руб. в остальных регионах. Однако никаких панических сообщений, что кто-то указал адрес своего фактического проживания на сайте госуслуг, а через полгода пришел участковый и составил протокол, нам найти не удалось.

Снижение фактической репрессивности системы по отношению к нарушителям режима регистрации по месту жительства было важной чертой государственной политики последних лет – несмотря на то что именно на законодательном уровне в 2013 г. произошло существенное ужесточение. В экстренной ситуации, как показывает практика, государство о системе регистрации и ответственности за жизнь без таковой просто не вспоминает.

Реанимировать существующий институт прописки невозможно. Проблем с пропиской нет, только когда человек – собственник законного жилья или живет по договору социального найма. Если же он арендатор, то никаких способов убедить хозяина прописать его нет. Понятно, что наниматель, который пожалуется на арендодателя в полицию (на нарушение той же статьи 19.

15.1 КоАПа), в лучшем случае лишится жилья, а в худшем – получит от обиженного рантье массу претензий. Собственных же стимулов у владельца прописывать арендатора нет.

Даже в том случае, если он лишен (не всегда безосновательных) советских страхов «пропишешь, потом не выпишешь», прописка – это несколько рабочих часов коммуникации со структурами без дружественного интерфейса. Все, что может арендатор, – искать смелого арендодателя и стимулировать его дополнительной платой за проживание с пропиской.

Понятно, что в обозримом будущем массовой такая история стать не может. Репрессивные меры помочь могут лишь в очень небольшой степени, как не помогали они 15 лет назад, когда применялись гораздо жестче.

В крупных городах двузначное число процентов населения будет жить без прописки так же, как и сейчас.

В сельской местности и малых городах будет возникать обратная картина – количество прописанных будет существенно выше количества проживающих из-за трудовой миграции в города.

Государственная система учета, которая не видит самых молодых и мобильных своих граждан, – это плохая система учета, которая может вводить лиц, принимающих решения, в заблуждение и ничего более.

Почему же нельзя оставить все как есть? На то есть две причины. Первая в том, что чем ближе правовые и управленческие технологии к реальности, тем они лучше.

Наличие спящих репрессивных норм, недостоверной системы учета одновременно и ухудшает правовую среду, и снижает качество принимаемых государством решений. Вторая причина связана с выходом из кризиса. Бюджетные доходы сократятся, потребуется оптимизация всех расходов.

В тучные годы можно позволить себе содержать несколько дублирующих неэффективных систем, в ситуации, когда нужно радикально оптимизировать расходы, – нельзя.

Отмена системы прописки – подарок для реформатора. Снижение уровня регулирования, улучшение правовой среды за счет формальной отмены мертвого института, высвобождение нескольких тысяч человек по стране, которые заняты администрированием этого института, и перенаправление на что-то более полезное (пусть даже в той же полиции). Сплошные плюсы и никаких минусов.

Понятно, что технологически потребуется несколько решений, которые позволят каким-то образом отслеживать перемещения граждан.

Например, можно говорить об альтернативах типа «вы можете жить без прописки, если на сайте госуслуг (а им пользуется 103 млн человек, более 85% взрослого населения) указали адрес фактического проживания и согласились получать официальные уведомления на адрес электронной почты».

В этом случае вы просто распечатываете выписку (как сейчас в ЕГРН) и представляете ее по месту требования. Для остальных можно на какое-то время оставить механизмы прописки. Остаются небольшие проблемы с социальной помощью на местах, но они решаются еще проще.

Авторы – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, ассоциированный профессор социологии права им. С. А. Муромцева Европейского университета в Санкт-Петербурге

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/04/08/827534-sistema-propiski

Прописку отменили. Но она по-прежнему мешает жить Что нельзя сделать без постоянной или временной регистрации — Meduza

Отмена прописки

Прописка по месту жительства — главный инструмент советского руководства по контролю над передвижениями граждан — была признана неконституционной сразу после распада СССР, случившегося ровно 25 лет назад. На смену прописке пришла регистрация по месту жительства (постоянная) и по месту пребывания (временная).

В законе о свободе передвижения сказано, что регистрация требуется «для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом». Но в повседневной жизни регистрация, как и советская прописка, скорее создает неудобства, нежели помогает.

«Медуза» напоминает, что до сих пор нельзя или трудно сделать, если у вас нет нужного штампа в паспорте.

Нельзя 

Просто взять и уехать жить в другой регион

Если вы больше 90 дней живете не в том регионе, который указан на штампе в паспорте, и у вас нет свидетельства о временной регистрации, вы нарушаете Административный кодекс.

Штраф за такое нарушение — от двух до трех тысяч рублей (в Москве и Петербурге — три-пять тысяч рублей).

Исключение сделано только для тех, кто зарегистрирован в Московской или Ленинградской областях, а живет соответственно в Москве или Санкт-Петербурге.

Устроить ребенка в ближайшую школу или детский сад

Детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, принимают в школы по остаточному принципу. Это прописано в приказе Минобрнауки и подтверждено Верховным судом («Медуза» подробно разбирала эту историю).

Формально механизм такой: сначала в школу набирают только тех, кто может подтвердить документами, что живет рядом, а уже потом — всех остальных.

На деле приезжим могут просто отказывать в приеме, ссылаясь на отсутствие свободных мест.

Похожая ситуация складывается в детских садах, где как правило мест еще меньше, чем в школах.

Проать на выборах

Чтобы попасть в список избирателей на выборах, надо быть постоянно или временно зарегистрированным на территории избирательного участка.

Причем те, у кого есть только временная регистрация, должны заранее (не позднее, чем за три дня до дня ания) прийти в избирательную комиссию и оформить заявление — тогда их добавят в список по месту пребывания и исключат из списка по месту жительства.

Есть также возможность получить открепительное удостоверение, но за ним придется ехать к месту постоянной регистрации.

Трудно 

Получить медицинскую помощь

Медицинская помощь в России бесплатна для всех граждан на всей территории страны. Если речь идет о неотложной помощи, проблем обычно не возникает — но когда надо обратиться в поликлинику, встает вопрос «закрепления». Россиянин должен сначала выбрать, где он будет постоянно лечиться, а только потом обращаться к врачу.

В приказе Минздрава четко сказано, что помимо паспорта и полиса обязательного медицинского страхования никакие документы для выбора поликлиники в любой точке страны не нужны.

Тем не менее россиянам постоянно приходится сталкиваться с тем, что в поликлинике приезжих из других регионов просят доказать, что они временно живут именно там, где хотят лечиться.

По закону предъявлять свидетельство о регистрации или договор аренды жилья гражданин обязан только если меняет поликлинику чаще одного раза в год.

В пределах региона смена поликлиники проблем не вызывает, в Москве это можно сделать даже не выходя из дома.

Устроиться на работу

В описаниях вакансий до сих пор можно встретить требование регистрации в том регионе, где предстоит работать.

Компании чаще всего используют этот пункт как дополнительный фильтр или гарантию того, что недобросовестного сотрудника в случае чего не придется долго искать.

По Трудовому кодексу отказ в приеме на работу из-за регистрации в другом регионе является незаконным, за это на работодателя можно подать в суд.

Переоформить документы

Привязка гражданина к региону долгое время означала, что для переоформления любых документов надо ехать туда, где вы зарегистрированы.

С появлением электронных госуслуг и многофункциональных центров (МФЦ) ситуация радикально изменилась, все ведомства общаются между собой в электронном виде, а нужные документы можно получить там, где захочешь.

При этом сроки оформления все еще напрямую зависят от того, в своем регионе гражданин находится или нет.

Проще всего показать это на примере выдачи паспортов. Российский паспорт в родном регионе оформляют 10 дней, а для оформления по месту временного пребывания потребуется месяц.

Для загранпаспорта эти нормативы увеличиваются до одного и четырех месяцев соответственно. Причем это сроки только для МВД, потом документ еще должны доставить до места получения.

Выходит, что в некоторых случаях легче дважды съездить в свой регион (для подачи заявления и получения паспорта), чем ждать, пока документы пройдут через все инстанции.

Получить дешевый кредит 

Банки, как и работодатели, хотят минимизировать риски, поэтому постоянная или временная регистрация — одно из условий для получения кредита.

Крупные банки при этом идут навстречу: достаточно быть зарегистрированным в том регионе, где есть отделение, а они есть практически повсюду.

Однако широкую региональную сеть могут себе позволить не все банки, и тогда отсутствие регистрации приводит к увеличению процента по кредиту.

Все материалы «Медузы», посвященные 25-летию распада СССР, читайте здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/09/propisku-otmenili-no-ona-po-prezhnemu-meshaet-zhit

Переход от прописки к регистрации

Отмена прописки

Признание института прописки неконституционным

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. № 11 (2-1) “О законодательстве по вопросам прописки граждан” и затем Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г.

№ 26 (2-1) “О разрешительном порядке прописки граждан” было признано, что положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

По мнению Комитета, ограничения должны были быть устранены из законодательства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным.

1 октября 1993 года вступил в силу Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Статья 2 Закона декларирует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Именно в разнице между разрешением и уведомлением заключена разница между пропиской и регистрацией.

Однако, при детальном рассмотрении, под маской “уведомительной регистрации” фактически скрывается прежняя “прописка”, косметически отреставрированная, чтобы слишком явно не противоречить требованиям Конституции РФ о свободе передвижения.

Современные проблемы института регистрационного учета граждан

Устанавливая уведомительный характер регистрации, законодатель по непонятным причинам ограничивает саму возможность такого уведомления.

Без проблем имеет возможность зарегистрироваться собственник жилого помещения, остальные граждане вынуждены преодолевать своеобразную “полосу препятствий” на пути к получению регистрации.

Если добросовестный арендатор квартиры придет в территориальный орган ФМС России и попытается уведомить государство о месте своего жительства, то он не сможет этого сделать без личного визита в тот же орган собственника квартиры.

А собственники, как правило, категорически отказываются регистрировать в своих квартирах арендаторов. И даже не потому, что это отражается на плате за коммунальные услуги, так как их оплата обычно возлагается на арендатора. Причина в укоренившейся в сознании мысли, что регистрация предоставляет право на жилое помещение, хотя закон декларирует отсутствие взаимосвязи между регистрацией и возникновением прав.

В результате, мы наблюдаем странную ситуацию, при которой государство само отказывается узнавать о том, где проживают его граждане! Но для чего государству нужен регистрационный учет граждан? Целью введения регистрационного учета закон называет обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.Узнать больше

Исходя из самого смысла регистрационного учета, для государства важно знать, где именно проживают его граждане. Для максимальной реализации целей регистрационного учета является критически важным получение максимального количества уведомлений о месте жительства граждан.

Разве есть при этом разница, на каких условиях гражданин вселился в помещение, если факт регистрации не предоставляет ему никаких прав? Если гражданин незаконно вселился в квартиру (пусть даже взломав дверь) и хочет уведомить об этом государство, разве оно не хочет знать, где при необходимости можно найти этого человека? А если гражданин живет в помещении, которое не является жилым, то государство принципиально не желает знать реальное место его жительства только по причине того, что помещение не было признано жилым? Что интересно, при таком усложнении регистрации государство ничего не выигрывает. Граждане, которые скрываются от правосудия в любом случае не будут регистрироваться по месту фактического проживания. А нарушение прав существенной части населения по прежнему остается без внимания: по результатам опроса на нашем сайте, 43% опрошенных не имеет возможности при наличии желания зарегистрироваться по месту жительства. То есть, государство по неизвестным причинам само себе отказывает в получении информации о десятках миллионов своих граждан…

Источник: https://www.garant.ru/actual/registraciya/uchet/

Отменят ли наконец в России регистрацию граждан по месту жительства?

Отмена прописки

Федеральная миграционная служба (ФМС) России разрабатывает законопроект, отменяющий для россиян нынешнюю процедуру регистрации по месту жительства – и постоянной и временной. Вместо обязательного получения штампа в паспорте достаточно будет просто уведомить по почте органы ФМС о своём переезде.

Теперь вся информация о том, кто, куда и в каком количестве понаехал, будет сосредоточена в руках ФМС. А сотрудники милиции, лишающиеся привычной возможности «кормления» от изучения паспортов случайных прохожих, будут вынуждены искать новые источники доходов.

О причинах отмены института прописки, считавшегося неотъемлемой частью нашего общественного устройства, рассуждает корреспондент «Нашей Версии».

Впервые суровое слово «прописка» появилось в нашей стране в 1932 году. Тогда, в эпоху сталинских контрреволюционных реформ, вновь возродились паспорта, отменённые после Октябрьской революции как «свидетельство царского деспотизма».

Вначале крестьяне, а затем и все граждане СССР были обязаны подавать заявление об изменении в своих паспортах штампа с пропиской при каждой смене места обитания на срок свыше полутора месяцев.

Находиться без прописки на территории СССР запрещалось.

Институт «регистрации» в последнее время превратился в кормушку для органов МВД, особенно в столице нашей страны. Милиционер, с озабоченным видом вглядывающийся в паспорт стоящего перед ним россиянина, стал неотъемлемой частью московского пейзажа.

Несмотря на то что регистрацию в паспорте имеют право проверять лишь сотрудники ФМС и участковые милиционеры С 1993 года согласно 27-й статье Конституции РФ и закону «О свободе передвижения граждан РФ и порядке регистрации», провозгласивших свободу передвижения по стране, этот порядок был формально отменён. Однако на практике просто произошла замена термина.

Любой россиянин, переезжая в другой регион своей же страны, обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учёт по новому месту жительства. За отсутствие регистрации грозит штраф – от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.

Абсурдная для подавляющего большинства стран мира сверхбдительность властей, желающих тщательно отслеживать перемещение граждан по своей же территории, оправдывалась тем, что это якобы помогает выявлять криминальные элементы и вовремя пресекать их преступные замыслы.

Но на практике россияне, находящиеся не в ладах с законом, проблем из-за прописной системы не имеют. Ведь деньги в современной России решают если не всё, то многое, что видно из многочисленных объявлений, предлагающих «регистрацию в любом месте на любой срок». Например, постоянная московская прописка, купленная в посреднической фирме-однодневке, стоит 250 тыс. рублей.

А вот для законопослушных граждан отсутствие прописки становится действительно огромной проблемой.

Без неё практически невозможно ни взять кредит, ни записать детей в детсад или школу, ни устроиться на нормальную работу, ни получить бесплатное медицинское обслуживание.

Даже книжку в библиотеке невозможно взять, не предъявив паспорта с регистрацией. Однако есть надежда, что россиян поджидают благоприятные и радикальные перемены.

ФМС РФ готовит законопроект, согласно которому граждане России смогут встать на миграционный учёт, просто отправив по почте заказное письмо в региональное отделение ФМС. В стоимость услуги включат скорее всего только почтовые расходы.

При получении нового паспорта в него не станут ставить штамп о регистрации. Уже в 2011 году документ, меняющий разрешительную систему регистрации на уведомительную, будет внесён на рассмотрение в Госдуму.

Оптимисты сравнивают грядущие перемены с «отменой крепостного права».

«Возможно, это революция, – делится оптимизмом замначальника управления международных и общественных связей ФМС России Константин Полторанин. – Институт регистрации устарел и должен быть изменён.

Мы хотим, чтобы это касалось и тех граждан, которые временно перемещаются на территории РФ, и постоянно проживающих граждан РФ. Надо сделать так, чтобы гражданин один раз обратился в нашу службу, а мы уже уведомим другие ведомства, начиная от военкомата и заканчивая Пенсионным фондом.

В дальнейшем информировать ФМС можно будет ещё проще – через Интернет. Хочется надеяться, что в скором времени разрешительная регистрация уйдёт в прошлое».

По словам зампреда комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области Виктора Сопина, «принятие законопроекта даст реальную возможность не зависеть от бюрократической системы при смене места жительства».

По его мнению, это серьёзный шаг на пути борьбы с коррупцией: «Хочется верить, что данная мера позволит решить и множество других проблем, начиная с вопросов оформления собственности и заканчивая повышением доступности медицинского обслуживания.

Я рад, что появилась политическая воля, которая позволит осуществить эти преобразования».

Однако у нововведения, разумеется, будет немало яростных оппонентов, и уже слышны их голоса в поддержку существующей системы. Сейчас согласно законодательству регистрация введена «в целях создания необходимых условий для реализации прав и свобод граждан».

Иными словами, для того, чтобы сделать граждан свободными, нужно, по предложенной логике, следить за ними в оба глаза. Главный аргумент, который приводят сторонники нынешнего положения дел, это, конечно, опасность, подстерегающая крупные города в результате бесконтрольной криминальной миграции.

А регистрация, дескать, – это одна из последних преград на её пути. Один из адептов такой точки зрения, депутат Госдумы от «Единой России» Павел Зырянов, заявил: «Уведомительная система опасна.

Какова у нас ситуация с так называемыми «гастролёрами»-преступниками? Как обстоят дела с миграционным учётом иностранных граждан? Не обернутся ли благие начинания новыми проблемами?»

На самом деле, конечно, причина в другом. , вымогательством взятки по этому поводу, как правило, занимаются и сотрудники патрульно-постовой службы, пользуясь тем, что провинциалы редко в совершенстве знают федеральное законодательство.

https://www.youtube.com/watch?v=hqPsgX2Z3uY

По данным известного правозащитника, председателя комитета «За гражданские права» Андрея Бабушкина, в среднем в год сотрудники правоохранительных органов проверяют 22,5 млн паспортов.

После вступления в силу законопроекта от ФМС штамп в паспорте исчезнет, и проверять там станет уже нечего. Информация о приезжих будет доступна только ФМС.

Разве ж такое нововведение понравится тем, для кого проверка регистрации является одним из важнейших источников дохода?

Ещё один аргумент, который приводится в пользу регистрации, – это возможность с её помощью контролировать изменение социально-экономической ситуации в стране и строить соответственно стратегические и тактические хозяйственные планы. Но мировой экономический кризис внёс суровые коррективы в прежние настроения.

Власть заговорила о программе расселения кризисных населённых пунктов, призывая переезжать в более перспективные регионы. Пример Пикалёва продемонстрировал, что моногорода – а их по России около 800 – обладают мощным протестным потенциалом. Стоит только встать градообразующему предприятию, и жителям нечего будет терять.

«Для стимулирования внутренней миграции необходимы шаги по сокращению административных барьеров, – заявил директор ФМС Константин Ромодановский. – В этой связи мы работаем над новой концепцией института учёта граждан РФ».

С ним согласился и губернатор Кировской области Никита Белых: «Во время кризиса люди, в отличие от прежних времён, когда зарплата и рабочее место были стабильными и менять место жительства смысла не было, начинают активнее перемещаться по стране.

Обязательная регистрация препятствует свободе передвижения, и её замена на уведомительную облегчит жизнь россиян».

Дошло до того, что федеральные телеканалы показывают бывших менеджеров среднего звена, отказавшихся от московской прописки ради спокойного выращивания картошки в деревне.

В прочих странах мира, где нет внутренних паспортов, трудовая миграция – обычное дело и спасительный рецепт в подобной ситуации.

Да и в России ещё в 60-х годах XIX века комиссия графа Сольского пришла к выводу, что паспорта, ограничивая свободу передвижения человека, сдерживают и промышленное развитие страны.

«Если приезжие из ближнего зарубежья могут в уведомительном порядке направлять в ФМС документы о том, что они прибыли в страну, то почему граждане России должны быть людьми второго сорта в собственной стране?» – недоумевает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. Правда, по его мнению, у нас люди не привыкли менять место жительства, поэтому пройдут годы, прежде чем стереотипы будут сломаны и рабочая сила станет мобильной.

Источник: https://versia.ru/otmenyat-li-nakonec-v-rossii-registraciyu-grazhdan-po-mestu-zhitelstva

Как аннулировать временную регистрацию (отменить прописку) – в 2020 году, можно ли до срока, документы, снятие нужно право на проживание, обратиться

Отмена прописки

/ Недвижимость / Жилищные права / Регистрация / Временная регистрация по месту пребывания

Назад

: 23.04.2018

Время на чтение: 6 мин

0

45

Временная регистрация предусматривает ограничение определённым периодом. Если он заканчивается и человек уезжает, то прописка прекращается автоматически. Но бывают ситуации, когда необходимо досрочно сняться с регистрационного учёта, покинуть владельца жилья, у которого был прописан.

  • Случаи, когда требуется досрочное прекращение временной регистрации
  • Как это сделать досрочно
  • Заключение

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно. Задать вопрос

В каких ситуациях это нужно

Можно выделить несколько ситуаций, при которых следует лишить человека временной регистрации:

  • гражданин выбыл из указанного жилого помещения;
  • человек зарегистрировался по другому адресу;
  • гражданин умер, пропал без вести или был признан умершим по решению суда;
  • проживающий утратил право пользования жилым помещением (например, договор найма квартиры был расторгнут);
  • регистрация прошла с нарушением требований законодательства (например, отсутствует согласие собственника помещения).

Собственник заинтересован в скорейшем снятии постояльца с учёта, так как начисление некоторых коммунальных платежей зависит от числа проживающих. Чем их больше, тем выше расходы владельца. Кроме того, человек, за которым сохранилась временная регистрация, может беспрепятственно пользоваться жилым помещением.

Сложнее обстоит ситуация, если на учёте стоит иностранный гражданин. Владелец обязан уведомлять ФМС о том, что такой человек выбыл. Такие положения содержаться в Федеральном законе № 109-ФЗ от 18.07.2006 г., которым регулируется учёт иностранных граждан. При этом не важно, имеет ли гражданин визу, пребывает в стране в рамках безвизового режима или получил вид на жительство.

Куда обращаться

Аннулированием регистрации досрочно занимаются уполномоченные государственные структуры:

  • территориальный отдел ФМС по месту пребывания;
  • многофункциональный центр;
  • управляющая компания, ЖСК, другой вариант обслуживающих организаций.

Отмена временной регистрации может происходить лично, либо путем дистанционного обращения – обычной почтой или электронным способом.

Удобно пользоваться услугами МФЦ, где организован прием обращений от граждан по принципу «одно окно».

Начиная с 2020 года, сотрудники многофункционального центра вправе самостоятельно оформлять снятие с учета, делая нужные отметки в паспорте (если речь идет о постоянной регистрации).

Основанием для обработки обращения станут поданные в окно бумаги вместе с заявлением. Тут же оформляется листок убытия.

В обслуживающих организациях также предусмотрена возможность принятия обращений по поводу выбытия граждан по месту пребывания. К подобным организациям относят ЖСК, УК, ЖЭУ и т.д. Условием для снятия с учета является наличие в организации паспортного стола (или отдела вселения-выселения).

Выбор способа обращения обусловлен особенностями организации учета в том или ином населенном пункте, а также желанием обратившихся граждан.

Процедура снятия с учета бесплатная.

Список организаций, где можно оформить временную прописку или сняться с учета:

  • УВМ МВД. Если лично обратиться в одно из подразделений данной службы, то процедура прекращения действия временной прописки будет выполнена за 3 дня. Больше времени нужно для процедуры, если документация будет передана в электронном виде или по почте;
  • МФЦ (многофункциональный центр). Данные центры обслуживают население по разным вопросам. Аннулирование прописки через центр сделает процедуру проще и выгоднее по срокам. Обычно снятие с учета происходит в режиме «одного окна». То есть за 15-20 минут сотрудник МФЦ, рассмотрев заявление и предложенные бумаги, снимет гражданина с регистрации и поставит соответствующий штамп в паспорт и документы о регистрации. Таким правом центры наделены с 2020 года. Сотрудник МФЦ передает представленную документацию в МВД в электронном виде. Через некоторое время, после соответствующей обработки, миграционная служба присылает по электронной почте заполненный листок убытия. В центре его распечатывают и передают заявителю;
  • сайт Госуслуг. Из самого названия интернет-портала становится ясным, какой деятельностью он занимается. Прежде чем осуществить процедуру снятия с учета через данный портал, необходимо на нем зарегистрироваться. Позже в правильно выбранной опции заполняется электронная форма заявления;
  • управляющая организация или ЖЭУ. В этом случае человек самостоятельно обращается в одну из названных организаций, пишет заявление и представляет необходимую документацию.

Общие моменты

Чтобы узнать, как аннулировать временную регистрацию досрочно, следует понять механизм учёта граждан по месту пребывания.

Временная регистрация предполагает, что у гражданина есть прописка по другому адресу. Если человек переезжает на ограниченное время в другое место, то он встать на учёт по месту пребывания. При нахождении по новому адресу более 90 дней, гражданин обязан это сделать. Для иностранных граждан данный период сокращён до 7 дней.

При обращении в ФМС заявитель указывает конкретный срок своего пребывания. По истечению этого периода гражданин должен покинуть помещение или же продлить срок регистрации.

Если пребывание по указанному адресу завершено, то временная регистрация аннулируется. В 2020 году снятие с учёта по месту нахождения – это простая и бесплатная операция.

Получение временной регистрации через почту значительно упрощает и ускоряет процесс. Как проверить временную регистрацию на подлинность онлайн — читайте в нашей статье.

Что указано в законе

Рассматриваемый вопрос регламентируется постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г. В этом документе содержаться общие правила снятия регистрации по месту нахождения, права и обязанности владельцев жилых помещений и граждан.

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/otmenit-vremennuyu-registraciyu.html

Можно ли в России жить без прописки? И что за это грозит?

Отмена прописки

Наверное, нет в нашей стране человека, достигшего сознательного возраста и не знакомого с понятием «прописка». В сознании большинства людей устойчиво укоренилось мнение, что именно с оформлением «прописки» ты становишься полноправным гражданином, имеющим «крышу над головой».

Само слово «прописка» употребляется только в обиходе, оно надежно закрепилось в разговорном языке еще со времен Советского Союза, когда прописка была обязательным условием проживания гражданина на определенной территории. Но с юридической точки зрения на данный момент такого понятия более не существует.

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. № 11 (2-1) «О законодательстве по вопросам прописки граждан» и затем Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г.

№ 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан» было признано, что положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Прописка в России была формально отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Сейчас официально в России прописки не существует, она заменена понятием регистрационный учет.

При этом, как обосновывается законодателем, данные институты имеют принципиальное отличие, прописка представляла собой некое разрешение на проживание на определенной территории, регистрационный же учет носит уведомительный характер.

При этом, по сути, постановка на регистрационный учет является обязанностью гражданина, а не его правом, так как в законе говорится, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в сроки, установленные законом.

Исполнение данной обязанности обеспечивается не в последнюю очередь мерами административной ответственности, проживание по месту жительства и по месту пребывания без регистрации может повлечь наложение на виновного административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

Виды регистрации

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация бывает двух видов: постоянная (по месту жительства) и временная (по месту пребывания).

Основное отличие данных видов регистраций заключается в том, что постоянная регистрация действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Также гражданина могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Временная регистрация оформляется в случае, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок – от 90 суток до пяти лет.

Для чего нужна регистрация?

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих постановлениях, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения прав и свобод гражданина. Регистрация в том смысле, в котором это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства либо месту пребывания.

Однако, при действующих правилах регистрационного учета отсутствие регистрации существенно осложняет жизнь гражданам, так как в первую очередь наличие регистрации выгодно самому гражданину. Для оформления пенсии, социальных льгот, постановки на учет автомобиля или других операций требуется регистрация по месту жительства (пребывания) в конкретном населенном пункте.

На слуху и многочисленные инциденты, связанные с трудностями поступления детей в школу и детские сады, прикрепления к поликлинике и так далее. Граждане не могут подтвердить статус молодой семьи и необходимость в субсидии на жилье, если не зарегистрированы в одном регионе.

Кроме того, без штампа о регистрации, скорее всего, не получится заключить договор, так как мало кто решится заключить соглашение с лицом без определенного места жительства. Встречаются даже случаи отказа в регистрации брака из-за отсутствия у одного из будущих супругов регистрации, причем как постоянной, так и временной.

Что делать, если нет регистрации?

При отсутствии постоянной регистрации можно оформить временную. Для этого потребуется согласие собственника жилья, в котором гражданин собирается «прописаться».

Для регистрации по месту пребывания понадобятся:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление о регистрации по месту пребывания (форма заполняется на личном приеме);
  3. документ, являющийся основанием для временного проживания по указанному адресу (это может быть договор найма, соцнайма, поднайма жилья; заявление человека, предоставляющего жилье, или иной документ);

Подать документы для регистрации по месту пребывания можно:

  1. онлайн, через портал государственных услуг РФ;
  2. в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
  3. в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Временную регистрацию оформляют, кроме того, в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении.

Сколько можно жить без регистрации?

В соответствии с п. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещении.

Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

То есть, если лицо снимается с учета по месту жительства, он обязан в течение 7 дней обратиться в органы учета для снятия с регистрационного учета и последующей регистрации на новом месте.

Если же гражданин не меняет постоянную регистрацию, а просто прибыл в регион отличный от места постоянной регистрации, то он обязан зарегистрироваться по месту пребывания в течение 90 дней.

Как вообще может случиться так, что у человека нет регистрации?

Если у человека нет текущей отметки в паспорте о наличии места жительства, его отношения с государственными механизмами в некоторых ситуациях значительно усложняются, а в некоторых – прекращаются совсем.

Причин, почему человек может остаться без регистрации, на самом деле достаточно много. Человек может добровольно сняться с регистрационного учета с намерением встать на учет в другом месте. Однако по каким-то причинам (например, семейным) не смог зарегистрироваться на новом месте.

На слуху и различные мошеннические схемы, в результате которых гражданин может лишиться не только регистрации, но и квартиры.

Квартиры одиноких и пожилых людей – традиционные цели злоумышленников. Схема действий мошенников, как правило, следующая: к пожилым и одиноким людям входят в доверие и в нужный момент просят подписать юридические бумаги, которые выдают за «трудовой договор» или «заявку на получение гуманитарной помощи». После чего жертва оказывается на улице или в доме престарелых.

Или, например, другой случай. Гражданин купил квартиру, зарегистрировался по месту жительства. Однако, через какое-то время оказалось, что продавец квартиры психически больной человек. Такую сделку могут оспорить в суде, например, его наследники. И в итоге, гражданин может оказаться на улице без квартиры и регистрации.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/bez-propiski-zhit-slozhno-no-mozhno-vse-chto-nuzhno-znat-o-prozhivanii-bez-registratsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.