Отсутствие исполнительного органа по юридическому адресу

Содержание

Компания не находится по юридическому адресу: возможные последствия в 2019 г. | «Правовест Аудит»

Отсутствие исполнительного органа по юридическому адресу

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок.

Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ.

Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию.

Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб.

В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.

2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе.

В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Сергей Худяков
Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

  • если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

  • есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),
  • этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;
  • запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

Сергей Худяков
Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора.

Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.

2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.

5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.

2011 № 17-26/019349@).

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-bezopasnost/

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Отсутствие исполнительного органа по юридическому адресу

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин “юридический адрес”.

Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными.

Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ).

Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).

В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО “Софт-Сервис” по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя.

Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным.

Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица  (форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав.

Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте.

По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г.

№ 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики.

Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения.

По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г.

№ 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой “Организация не значится” (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО “М…” о признании последнего банкротом.

Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его “юридическому адресу” в соответствии с учредительными документами.

По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками.

Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г.

№ Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по “фактическому адресу”. Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст.

83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО “О…” в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Источник: https://www.garant.ru/article/506371/

Ответственность за юридический адрес ООО

Отсутствие исполнительного органа по юридическому адресу

В действующем законодательстве РФ прописано, что адрес места нахождения юридического лица — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа.

Однако в деловом обиходе достаточно часто к «адресу юридического лица» добавляют «юридический» или «фактический».

В первом случае подразумевается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, во втором — реальное место нахождения руководителя юр. лица.

Отметим, что российские правовые нормы такого разграничения не делают. Так, в соответствии с законом № 129-ФЗ в госреестре указывается адрес реального нахождения юр. лица (буквально: «адрес в пределах места нахождения»). Это значит, что термины «юридический» и «фактический» уравнены, и оба адреса должны совпадать.

Но на практике данное положение закона часто нарушается. Чаще всего игнорируют требование законодательства небольшие компании малого и среднего бизнеса, у которых нет в собственности недвижимости. Арендуя помещения, они постоянно в поиске более выгодных условий. Нашли — переехали, а налоговым органам об этом сообщить забыли.

О том, как налоговые органы проверяют адреса компаний, что грозит бизнесу и его руководителю в случае выявления недостоверного юрадреса — рассказываем в нашем материале.

Почему «юридический адрес» это неправильно

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения организации — это населенный пункт, где произошла ее регистрация. А место нахождения исполнительного органа этой организации — это уже точный адрес в пределах населенного пункта, где была зарегистрирована фирма.

Такое правило стало действовать в 2015 году, законодатель дал ясно понять: адрес, указанный в ЕГРЮЛ, есть адрес, где всегда можно найти руководителя (представителя) юрлица, связаться с компанией. Руководитель юридического лица, как мы помним, это и есть исполнительный орган организации.

Соответственно, если фактический адрес места нахождения исполнительного органа и указанный в ЕГРЮЛ не совпадают — это нарушение закона.

Кому поручили борьбу с недостоверными адресами

В том же 2015 году в ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц появились пункты о том, что:

  • налоговая инспекция может перепроверять сведения в ЕГРЮЛ, если у нее появились сомнения в их достоверности (к слову, не только подозрение на недействительный юридический адрес);
  • основания и способы проверки налоговые органы определяют самостоятельно.

В 2016 году ФНС утвердила основания, способы и условия проведения проверок, а в 2017 перешла к активным действиям, основная цель которых — выявление фирм-однодневок.

Как налоговые органы проверяют адреса

Проверка проводится на основании поступившей в налоговый орган информации о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Важно!

Источник информации о недостоверности сведений в реестре может быть любой. Например, собственник помещения, с которым у предпринимателя закончились договорные отношения.

Еще один «доброжелатель» — письмо, которое вернула почта с указанием «адресат выбыл» или «организация отсутствует».

Получив «сигнал», налоговые органы организуют проверку. Она включает в себя:

  • проверку документов и сведений, касающихся юрлица;
  • вызов на беседу и получение объяснений руководителя;
  • выезд на место с целью подтвердить/опровергнуть присутствие исполнительного органа по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

На практике налоговые инспекторы, столкнувшись с ненахождением по «юридическому» адресу директора или другого официального представителя ООО, делают вывод об отсутствии фирмы вообще.

Последствия отсутствия ООО по «юридическому» адресу

Налоговые органы, установившие несовпадение юридического и фактического адреса, делают вывод о недостоверности записи в ЕГРЮЛ и просят предоставить актуальную информацию.

Соответствующее письмо направляется юрлицу, собственникам, исполнительному органу ООО.

Если в течение 30 дней со дня отправки уведомления ФНС не получит от компании сообщение, что адрес реален и верен, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверном адресе.

Важно!

Указание в договоре нескольких адресов закон не запрещает. Юридическое лицо в договоре может написать:

  • адрес организации, как идентифицирующее юрлицо
  • адрес склада, базы, магазина, где происходят или будут происходить фактические действия по сделке

Каких-либо последствий за указания нескольких адресов не последует, важно лишь проследить, чтобы контрагент в них не запутался.

Чем грозит недостоверный юридический адрес

Последствия недействительного юридического адреса с точки зрения самого ООО:

  1. Штраф руководителю ООО от 5000 до 10 000 рублей по чч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП.
  2. Риск неполучения юридически значимых сообщений:
    • налоговых, которые считаются полученными на шестой день отправки письма;
    • гражданско-правовых, которые считаются полученными, даже если адресат их фактически не получил, по своей вине.
  3. Определенные предпринимательские риски: запись о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ может вызвать недоверие контрагентов фирмы.

Кроме того, налоговый орган может принять решение о ликвидации ООО, если в течение 6 месяцев с момента внесения записи о недостоверности юридический адрес не будет изменен.

Важно!

Согласно ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц, ФНС может исключить организацию из ЕГРЮЛ, если:

  • прошло более 6 месяцев со дня внесения записи о недостоверном адресе;
  • у ООО нет долгов перед бюджетом;
  • от кредиторов и самой организации не поступило возражений;
  • компания не контактирует с банком, не сдает отчетность в налоговую;
  • в отношении фирмы не введена процедура банкротства.

Можно ли сотрудничать с ООО без юридического адреса

Несоответствие адреса юридического лица само по себе для его контрагентов ничем не грозит. Ситуация сложится иначе, если ФНС определит, что это — фирма-однодневка.

В этом случае у налогового органа есть полномочия аннулировать декларации по НДС и по налогу на прибыль. Если такое произойдет, контрагенты фирмы-однодневки не смогут заявить о налоговом вычете по НДС.

Также им придется либо платить налог, либо добиваться от фиктивного директора, чтобы он разобрался с документами.

Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Что делать, если контрагента признали фирмой-однодневкой

Представьте, компания на УСН с объектом «доходы минус расходы» приобрела товары. Определяя налогооблагаемую базу, она отразила их в затратах. Налоговый орган установил, что поставщик товаров — фирма-однодневка, и потребовал от налогоплательщика убрать из расходов затраты на эти товары.

С одной стороны, добросовестный налогоплательщик не должен страдать от «нечистоплотности» контрагента, но с другой, ФНС накладывает на налогоплательщиков обязанность проявлять должную осмотрительность при выборе партнера.

Так, если организация, не убедившись в благонадежности контрагента, заключила с ним сделку, ФНС и суды посчитают возникшие проблемы последствиями неосмотрительности самой организации. К сожалению, это сложившаяся практика.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/otvetstvennost-za-yuridicheskiy-adres-ooo/

Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу

Отсутствие исполнительного органа по юридическому адресу

  • Новости
  • Регистрация и постановка на учет

Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу

29 марта 2019

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что подавляющее большинство организаций не находится по так называемым «юридическим» адресам. Между тем налоговые органы много внимания уделяют выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации.

По закону инспекторы вправе иницииировать процедуру ликвидации компаний, место нахождения которых не соответствует данным из ЕГРЮЛ.

Давайте посмотрим, чем еще может грозить организации отсутствие по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и кому стоит уточнить данные в реестре.

При создании новой организации в учредительных документах и заявлении о регистрации указывается ее адрес. При этом налоговики обязаны провести проверку данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Если они выявят, что заявленный адрес является недостоверным, то в регистрации новой компании могут отказать (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ).

При этом проблемы из-за адреса могут возникнуть не только у регистрирующихся, но и у действующих организаций.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Считается, что адрес компании в ЕГРЮЛ — это адрес в пределах ее местонахождения (подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Причем налоговики обязаны направлять всю «бумажную» корреспонденцию именно по этому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Поэтому если компания на самом деле расположена по другому адресу, то она рискует не получить  какой-либо значимый документ, если юридический и фактический адреса не совпадают.

Законодательством предусмотрено, что место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако такие понятия как юридический и фактический адрес не раскрываются. Как правило, эти адреса понимаются так:

Юридический адрес

Фактический адрес

Адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения  организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Имейте в виду: риски негативных последствий, связанных с несовпадением юридического и фактического адресов, несет сама компания. В частности, организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Что будет, если корреспонденция вернется налоговикам

Предположим, что ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д.

В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).

Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого при выявлении недостоверных адресов налоговики вправе провести проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Если проверка покажет, что сведения об адресе недостоверны, инспекторы направят в компанию, ее учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация обязана или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о подлинности адреса.

В противном случае ИФНС может внести в госреестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений (подробнее об этом читайте в статье «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).

При каких условиях возможна ликвидация

Кроме внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у налоговиков есть еще одна возможность – обратиться в суд с иском о ликвидации компании.

Но инспекторам необходимо доказать, что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являтся грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

В письме  от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ФНС России рекомендовала инспекторам подавать иск о ликвдации, только если к организации нельзя применить процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Речь идет о процедуре, применяемой к компаниям, которые в течение  12 месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Такие организации ликвидируются налоговиками без суда на основании статьи 64.2 ГК РФ.

Если же организация сдает отчетность и совершает банковские операции, но не находится при этом по своему юридическому адресу, то ликвидировать ее можно только через суд.

Полезные выводы

Если организация не располагается по юридическому адресу и есть опасения, что налоговики могут выявить этот факт, то рекомендуем обратить внимание на следующие выводы:

  1. Сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, и это не раз подтверждали судьи (см., например постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.10.17 № А32-12835/2017).
  2. Отсутствие компании по юридическому адресу, указанному в ее учредительных документах, является устранимым нарушением (определение ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10).
  3. Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61).
  4. Если компания неоднократно проигнорирует все просьбы налоговиков о предоставлении реального адреса, то суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011).
  5. В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.
  6. Поскольку в первую очередь налоговики проверяют компании, которые указали в ЕГРЮЛ так называемые адреса массовой регистрации, желательно проверить, не является ли «массовым» адрес вашей организации. Это можно сделать бесплатно в сервисе «Контур.Фокус», для чего достаточно ввести адрес в поисковую строку сервиса и потом проверить, сколько организаций по нему зарегистрировано. Если в здании, где нет офисов, числится несколько десятков организаций, то это уже повод насторожиться.

Бесплатно узнать, сколько компаний зарегистрировано по адресу потенциального контрагента и выяснить, не является ли его директор или учредитель «массовым», можно либо прямо на БухОнлайне, либо в сервисе для экспресс-проверки контрагентов «Контур-Фокус». В названном сервисе также можно увидеть, сдает ли контрагент балансы в Росстат, а при их наличии автоматически провести финансовый анализ отчетности.

Проверить адрес на «массовость» в «Контур.Фокусе»

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2014/10/9065

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.