Постановление Администрации г. Саратова от 21.10.2022 N 4312 "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования "Город Саратов" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД САРАТОВ"
__________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 октября 2022 года N 4312
Об основных направлениях долговой политики муниципального образования "Город Саратов" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Саратов" и принятия мер по снижению долговой нагрузки
постановляю:
1. Утвердить основные направления долговой политики муниципального образования "Город Саратов" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (приложение).
2. Комитету по общественным отношениям и туризму администрации муниципального образования "Город Саратов" опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.п. главы муниципального образования
"Город Саратов" Л.М. Мокроусова
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 21 октября 2022 года N 4312
Основные направления
долговой политики муниципального образования "Город Саратов"
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Долговая политика муниципального образования "Город Саратов" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов определяет цели, основные задачи, риски и направления деятельности администрации муниципального образования "Город Саратов" в области управления муниципальным долгом на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
1. Итоги реализации долговой политики
2020-2021 годов и текущее состояние
Долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета муниципального образования "Город Саратов" путем сохранения объема муниципального долга в параметрах, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и минимизации стоимости обслуживания муниципального долга.
С целью оптимизации структуры муниципального долга, обеспечения стабильности привлечения кредитных ресурсов и недопущения больших объемов погашения кредитов применена практика привлечения среднесрочных кредитов сроком на три года. Объем погашения долговых обязательств, определенных муниципальными контрактами, благодаря замещению доли коммерческих кредитов бюджетными, сосредоточен полностью в 2023 году.
В 2020 году муниципальный долг остался на уровне начала года и на 1 января 2021 года составил 6 752,4 млн. руб.
Объем муниципальных заимствований за 2020 год в коммерческих банках составил 6 652,4 млн. руб., который направлен полностью на погашение кредитов, в том числе на досрочное с более высокими процентными ставками. Дополнительно полученные доходы в сумме 32,6 млн. руб. в декабре 2020 года направлены на снижение муниципального долга, что позволило исполнить бюджет муниципального образования "Город Саратов" без дефицита.
В 2021 году муниципальный долг вырос с начала года на 897,6 млн. руб. и на 1 января 2022 года составил 7 650,0 млн. руб., что не превышает верхний предел муниципального внутреннего долга, утвержденный решением Саратовской городской Думы о бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Объем муниципальных заимствований за 2021 год в коммерческих банках составил 3 657,6 млн. руб., в том числе на финансирование дефицита бюджета 897,6 млн. руб. Погашение кредитов составило 7 624,5 млн. руб., в том числе за счет кредитов банков - 2 760,0 млн. руб.
Оптимизация структуры муниципального долга стала возможной благодаря мерам, принятым Правительством Саратовской области совместно с Министерством финансов Российской Федерации в 2021 году по замещению рыночных долговых обязательств муниципальных образований бюджетными кредитами из областного бюджета за счет федерального бюджета.
Указанными бюджетными кредитами замещены кредиты банков: в августе 2021 года с процентной ставкой 6,8 - 8,147% в сумме 4 206,6 млн. руб., в ноябре 2021 года с процентной ставкой 6,4739 - 6,8%в сумме 658,0 млн. руб.
В результате по состоянию на 1 января 2022 года доля коммерческих кредитов составила 36,4%, бюджетных - 63,6% в общем объеме муниципального долга.
В 2022 году была продолжена оптимизация структуры муниципального долга в соответствии с мерами, принятыми Правительством Саратовской области совместно с Министерством финансов Российской Федерации по выделению бюджетного кредита из областного бюджета за счет федерального бюджета для погашения долговых обязательств муниципального образования "Город Саратов" по рыночным заимствованиям, сложившимся на 1 января 2022 года по данным муниципальной долговой книги и подлежащим погашению в марте-декабре 2022 года.
Указанным бюджетным кредитом в июле 2022 года замещены кредиты банков в сумме 1 551,2 млн. руб. с процентной ставкой 6,1 - 6,45%.
Таким образом, за счет привлечения бюджетных кредитов сократилась доля рыночных долговых обязательств в структуре муниципального долга до 22,5%, и, как следствие, привело к сокращению расходов на обслуживание муниципального долга.
Сокращению расходов на обслуживание муниципального долга также способствовало проведение следующих мероприятий:
- привлекались остатки средств бюджетных и автономных учреждений со счета управления Федерального казначейства по Саратовской области в сумме 250,0 млн. руб. в 2020 году, которые возвращены в полном объеме до окончания финансового года; в 2021 году привлечено 550,0 млн. руб. - в 2021 году возвращено 468,0 млн. руб., в 2022 году 82,0 млн. руб.; в сумме 250,0 млн. руб. привлечено по состоянию на 01.10.2022;
- привлекались бюджетные кредиты от управления Федерального казначейства по Саратовской области на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования "Город Саратов" в сумме 800,0 млн. руб. в 2020 году, 500,0 млн. руб. в 2021 году, которые погашены в полном объеме в течение соответствующих финансовых годов; в сумме 770,0 млн. руб. в 2022 году. Процентная ставка по данным заемным средствам (0,1% годовых) значительно ниже ставок кредитования кредитных организаций;
- проведены аукционы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями) в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций, в том числе:
в 2020 году - 36 аукционов на общую сумму 11112,4 млн. руб., по результатам 24 проведенных аукционов привлечены кредитные средства в сумме 6652,4 млн. руб. и процентные ставки снижены с 8,79% годовых до 5,4712% годовых;
в 2021 году - 25 аукционов на общую сумму 6520,0 млн. руб., по результатам 14 проведенных аукционов привлечены кредитные средства в сумме 3657,6 млн. руб. и процентные ставки снижены с 6,99% годовых до 5,6% годовых;
- заключены контракты на привлечение кредитных средств в форме возобновляемых кредитных линий на краткосрочный и среднесрочный период, в том числе:
в 2020 году привлечено 200,0 млн. руб. (процентная ставка 8,0% годовых);
в 2021 году привлечено 1118,0 млн. руб. (процентная ставка 8,147% годовых);
по состоянию на 01.10.2022 привлечено 1278,0 млн. руб. (процентная ставка 8,147% годовых);
- проводилась работа с кредитными организациями по вопросам снижения ставок кредитования. В результате в 2021 году ПАО Сбербанк снизило процентные ставки по 4 муниципальным контрактам с 7,22% годовых до 6,8% годовых. ПАО "Промсвязьбанк" снизило процентные ставки по трем муниципальным контрактам с 6,8% годовых до 6,43% годовых;
- привлекались бюджетные кредиты из областного бюджета в 2021 году для покрытия временного кассового разрыва в сумме 120,0 млн. руб., в 2022 году для частичного покрытия дефицита бюджета - в сумме 300,0 млн. руб.
В результате проведенных мероприятий средняя процентная ставка за 2020-2021 годы снижена на 1,69 процентных пункта и на 1 января 2022 года составила 6,29%. По состоянию на 1 октября 2022 года составила 7,00%.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2020 году составили 495,4 млн. руб. или 3,1% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в 2021 году - 361,9 млн. руб. или 1,9%, в 2022 году прогнозируются в сумме 186,2 млн. руб. или 1,1%.
Экономический эффект от проведенных мероприятий в области долговой политики в 2020 году составил 93,6 млн. руб., в 2021 году - 186,3 млн. руб., по состоянию на 01.10.2022 - 60,8 млн. руб.
В 2020-2022 годах муниципальные гарантии не предоставлялись.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, начиная с 2020 года, установлены показатели отнесения муниципальных образований к группам заемщиков по уровням долговой устойчивости.
По оценке министерства финансов Саратовской области, проведенной в 2021 году, муниципальное образование "Город Саратов" отнесено к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, в 2022 году - к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики муниципального образования "Город Саратов"
Основными факторами, определяющими характер долговой политики муниципального образования "Город Саратов", являются:
- изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации, приводящие к выпадающим доходам местных бюджетов, и, как следствие, недостатку собственных средств на реализацию полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- высокий уровень муниципального долга;
- влияние рисков нестабильной экономической ситуации, сохранение действий финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер;
- изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная неустойчивым экономическим ростом и внешнеполитическими факторами.
3. Цели и задачи долговой политики муниципального
образования "Город Саратов"
Основные цели долговой политики города: недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета муниципального образования "Город Саратов", поддержание муниципального долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств, сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Реализация долговой политики города будет осуществляться в рамках решений следующих задач:
- осуществление операций по эффективному управлению муниципальным долгом в целях повышения уровня долговой устойчивости муниципального образования, а также снижения расходов на обслуживание муниципального долга;
- снижение рисков в сфере управления муниципальным долгом;
- соблюдение ограничений параметров муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и условиями заключенных договоров о предоставлении бюджету муниципального образования "Город Саратов" кредитов из бюджета Саратовской области;
- сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости в 2023-2025 годах в пределах безопасных значений.
Основные направления долговой политики:
- проведение в течение года анализа объема и структуры долговых обязательств, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания и сроков заимствований;
- привлечение среднесрочных и долгосрочных заемных средств с целью оптимизации структуры заимствований;
- привлечение краткосрочных заемных средств в целях финансирования временных кассовых разрывов при отсутствии возможности привлечения иных источников в нестабильных условиях;
- проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;
- установление моратория на предоставление муниципальных гарантий до 2025 года включительно;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками доходов;
- использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью бюджета муниципального образования "Город Саратов";
- проведение мониторинга экономической ситуации на рынке кредитных заимствований для своевременного осуществления аукционных процедур по выбору кредитной организации на установление лимита кредитования с целью перекредитования и (или) досрочного погашения заимствований;
- проведение работы по поддержанию репутации муниципального образования "Город Саратов" как надежного заемщика.
4. Инструменты реализации долговой политики
муниципального образования "Город Саратов"
Реализация долговой политики города в 2023-2025 годах будет осуществляться в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Для обеспечения реализации эффективной долговой политики муниципального образования "Город Саратов" определены следующие инструменты:
1) направление налоговых и неналоговых доходов, дополнительно полученных сверх утвержденных решением о бюджете муниципального образования "Город Саратов", на погашение долговых обязательств (после обеспечения первоочередных расходов);
2) привлечение кредитов кредитных организаций.
Данный инструмент позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости (привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности, в том числе на рефинансирование долговых обязательств, на достаточно продолжительный период и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь). При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением в ходе аукциона начальной (максимальной) цены контрактов на привлечение кредитных ресурсов;
3) привлечение бюджетных кредитов из областного бюджета для покрытия временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета муниципального образования "Город Саратов". Данный инструмент позволяет привлекать заемные средства на краткосрочный период (в рамках одного финансового года) для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета из-за неравномерного исполнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Саратов";
4) привлечение бюджетных кредитов из областного бюджета на погашение долговых обязательств или частичное погашение дефицита бюджета муниципального образования "Город Саратов". Данный инструмент позволяет привлекать бюджетные кредиты из областного бюджета со сроком пользования до пяти лет;
5) привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете, предоставляемых управлением Федерального казначейства по Саратовской области.
Использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета позволяет оперативно привлекать средства с низкой процентной ставкой для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета из-за неравномерного исполнения доходной части бюджета.
Размер ставки за пользование бюджетными кредитами составляет 0,1% годовых, что позволяет снижать расходы на обслуживание муниципального долга и направлять полученную экономию на решение приоритетных задач, стоящих перед муниципальным образованием "Город Саратов".
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления муниципальным долгом
При планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать риски, минимизация которых является основой эффективной долговой политики муниципального образования "Город Саратов".
В рамках основных направлений долговой политики города под риском понимается возникновение финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.
Базовым риском, влияющим на соблюдение условий долговой политики муниципального образования "Город Саратов", по-прежнему является изменение налогового и бюджетного законодательства, приводящее к выпадающим доходам местного бюджета.
Несмотря на принимаемые меры по увеличению доходной части бюджета муниципального образования "Город Саратов" и эффективному использованию бюджетных средств, остаются нерешенными проблемы сбалансированности бюджета.
Кроме того, с учетом текущего состояния муниципального долга муниципального образования "Город Саратов" основными в сфере управления муниципальным долгом являются следующие риски:
- риск рефинансирования долговых обязательств;
- процентный риск;
- операционный риск.
Риск рефинансирования долговых обязательств - вероятность возникновения ситуации, при которой осуществить на приемлемых условиях новые муниципальные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств не представляется возможным. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, учитывая складывающиеся на нем тенденции.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок по вновь привлекаемым кредитам от кредитных организаций. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат вследствие ошибок (просчетов) в процессе привлечения заимствований, а также нарушения норм бюджетного законодательства Российской Федерации в процессе управления муниципальным долгом, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо применение муниципальных правовых актов в сфере управления муниципальным долгом, осуществление контроля за осуществляемыми операциями, а также использование эффективных механизмов отчетности.
Мероприятия по минимизации рисков, связанных с осуществлением заимствований, позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.
6. Дополнительные меры, способствующие эффективной
реализации долговой политики
Важнейшим условием для успешной реализации долговой политики является обеспечение постоянного доступа к финансовым рынкам.
В этих целях необходимо обеспечивать на постоянной основе прозрачность, предсказуемость проводимой долговой политики и взаимодействие с кредиторами.
Для формирования благоприятной кредитной истории на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" будет продолжена практика размещения информации о долговой политике, сведений об объеме и структуре муниципального долга.
Председатель комитет по финансам
администрации муниципального
образования "Город Саратов" А.С. Струков