Постановление Правительства Саратовской области от 08.11.2023 N 1033-П "О государственной информационной системе в сфере здравоохранения Саратовской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2023 года N 1033-П
г. Саратов
О государственной информационной системе
в сфере здравоохранения Саратовской области
В соответствии с Федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", от 6 июля 2015 года N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению Саратовской области, а также повышения эффективности управления системой здравоохранения Саратовской области с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Создать государственную информационную систему в сфере здравоохранения Саратовской области (далее – Система).
2. Определить:
2.1. Министерство здравоохранения области – координатором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации Системы, а также осуществляющим от имени Саратовской области права и обязанности обладателя информации, содержащейся в Системе (далее – Уполномоченный орган).
2.2. ГУЗ "МИАЦ" – Оператором Системы и Оператором инфраструктуры Системы, обеспечивающей функционирование Системы.
3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе в сфере здравоохранения Саратовской области (далее – Положение).
4. Уполномоченному органу ежегодно в течение двух месяцев по окончании календарного года представлять доклад в Правительство Саратовской области об исполнении Положения, включая:
а) сведения об актуализации реестров Оператора Системы;
б) сведения об осуществлении функций по обеспечению информационной безопасности Оператора Системы, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 года N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации";
в) сведения о достигнутых значениях показателей в составе мониторинга цифровой трансформации здравоохранения на уровне Саратовской области и медицинских организаций с анализом изменений за отчетный период.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Егорова С.И.
6. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области Р.В. Бусаргин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Саратовской области
от 8 ноября 2023 года N 1033-П
Положение
о государственной информационной системе
в сфере здравоохранения Саратовской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет:
1) назначение государственной информационной системы в сфере здравоохранения Саратовской области (далее – Система);
2) задачи, функции и структуру Системы;
3) взаимодействие медицинских организаций и информационных систем фармацевтических организаций всех форм собственности, иных информационных систем с Системой;
4) порядок и сроки представления информации в Систему;
5) участников информационного взаимодействия;
6) порядок доступа к информации, содержащейся в Системе;
7) требования к программно-техническим средствам Системы;
8) порядок обмена информацией с использованием Системы;
9) вопросы защиты информации, содержащейся в Системе;
10) порядок информационного взаимодействия подсистем.
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Пользовательские сервисы системы (сервисы или сервисные функции) – перечень функций, имеющих прямое отношение к достижению основных результатов функционирования Системы для конкретного потребителя.
Реестры Оператора Системы – реестры различных объектов (структурных элементов системы, участников и т.д.), ведущиеся Оператором Системы в процессе жизненного цикла создания и использования Системы и характеризующие наиболее важные изменения.
Единый цифровой контур в здравоохранении Саратовской области – единая и согласованно взаимодействующая совокупность:
а) регионального центра обработки данных, на котором размещена Система;
б) региональной защищенной сети передачи данных;
в) средств обеспечения информационной безопасности, компьютерного оборудования и средств электронной подписи для автоматизированных рабочих мест врачей и медицинских работников;
г) медицинских информационных систем медицинских организаций, к которым подключены все автоматизированные рабочие места медицинских работников, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку, автоматизацию клинических и административно-хозяйственных процессов медицинской организации;
д) Системы, включая централизованные системы (подсистемы), к которым подключены все медицинские организации Саратовской области, обеспечивающие информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями для обеспечения преемственности при оказании медицинской помощи, которые подключены к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ).
Уполномоченный орган – исполнительный орган Саратовской области в сфере охраны здоровья, являющийся координатором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации Системы, а также осуществляющий от имени Саратовской области права и обязанности обладателя информации, содержащейся в Системе.
1.3. Полное наименование Системы: государственная информационная система в сфере здравоохранения Саратовской области "Региональная государственная информационная система здравоохранения Саратовской области".
Краткое наименование Системы: "РГИСЗ СО".
1.4. Система обеспечивает информационную поддержку процессов организации и оказания медицинской помощи населению в Саратовской области, включая осуществление сбора, хранения, обработки и представления информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья в соответствии с:
а) статьей 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ);
б) постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения";
в) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций";
г) Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 года N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных;
д) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов";
е) постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года N 447 "Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями" (далее – Постановление N 447);
ж) приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 мая 2014 года N 120 "Об утверждении Требований, обеспечивающих технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с указанной инфраструктурой, к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами указанных организаций и инфраструктурой".
1.5. Уполномоченный орган при необходимости определяет операторов отдельных подсистем Системы, их обязанности и полномочия.
1.6. При развитии и обеспечении функционирования Системы соблюдаются следующие принципы, подходы и требования:
а) единство информационного пространства в сфере здравоохранения Саратовской области обеспечивается посредством централизованного хранения информации в оперативно доступном всем участникам Системы центре обработки данных ГУЗ "МИАЦ", с централизованным и (или) централизованно-распределенным хранением информации, с обеспечением оперативного доступа к ней и обеспечением интероперабельности информационных систем;
б) выполнение промежуточной регистрации в Системе на уровне Саратовской области ведущейся в медицинских организациях медицинской документации в форме электронных документов с целью организации электронного медицинского документооборота на уровне Саратовской области – подтверждения факта формирования электронного медицинского документа, наличия достоверной информации о дате и времени его регистрации, отсутствия изменений в нем на протяжении всего срока хранения с момента регистрации сведений об электронном медицинском документе;
в) использование единой системы нормативной справочной информации (далее – НСИ), соответствующей Федеральному реестру НСИ в сфере здравоохранения (https://nsi.rosminzdrav.ru), реестру НСИ в сфере обязательного медицинского страхования (Подсистема НСИ Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования – http://nsi.ffoms.ru) с возможностью расширения для дополнительных задач и функций Системы в Саратовской области, с обеспечением передачи информации в ЕГИСЗ на основе Федерального реестра НСИ и в информационную систему Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области;
г) осуществление идентификации пациента во всех подсистемах Системы на основе единого принципа идентификации в Системе и формирование идентификатора пациента и идентификатора случая оказания медицинской помощи пациента в целях обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и формирования региональной интегрированной электронной медицинской карты пациента Саратовской области (далее – региональная ИЭМК, РИЭМК) с привязкой всех электронных медицинских документов и других электронных записей пациента в электронной форме к идентификатору пациента, а имеющих отношение к случаю оказания медицинской помощи – к идентификатору случая оказания медицинской помощи пациента;
д) ведение операционной базы региональной ИЭМК в части электронных записей, создаваемых в процессе организации и оказания медицинской помощи в режиме реального времени, для обеспечения оперативного доступа к имеющейся информации и сведениям, а в части электронных медицинских документов – в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года N 140;
е) ведение системного контроля качества и полноты собираемых данных в объеме, необходимом для выполнения требований к передаваемой в ЕГИСЗ информации;
ж) обеспечение управления системой здравоохранения Саратовской области на основе данных Системы и перспективного применения медицинской информации Системы для поддержки принятия врачебных решений, поддержки научных и клинических исследований;
з) обеспечение интероперабельности всех информационных систем в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования Саратовской области, составляющих Единый цифровой контур в здравоохранении Саратовской области, путем реализации интеграционных механизмов на основе:
открытых протоколов информационного взаимодействия, соответствующих применяемым в части предоставления электронных медицинских документов в ЕГИСЗ;
иных открытых протоколов информационного взаимодействия для обмена электронными записями, не являющимися электронными медицинскими документами, которые обеспечивают однократный ввод и многократное использование первичной информации, включая:
возможность подключения к Системе для всех участников процессов оказания медицинской помощи на территории Саратовской области;
возможность подключения к Системе иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ, и в соответствии с Постановлением N 447;
обеспечение интеграции с Системой вновь создаваемых для государственных нужд подсистем и сервисов Системы.
1.7. В Саратовской области с целью оценки достигнутого состояния информатизации здравоохранения, планирования развития Системы и повышения эффективности ее применения в процессах организации оказания медицинской помощи организуется постоянный мониторинг показателей цифровой трансформации здравоохранения на уровне Саратовской области, качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, который выполняется преимущественно в автоматизированном режиме в соответствии с требованиями:
а) федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" национального проекта "Здравоохранение";
б) постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 915";
в) методических рекомендаций по обеспечению функциональных возможностей централизованных систем (подсистем) Системы, утвержденных ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России и опубликованных на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ https://portal.egisz.rosminzdrav.ru;
г) приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности";
д) приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций" (далее – приказ Минздрава России N 911н), постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
II. Задачи, функции и структура Системы
2.1. Задачами Системы являются:
а) обеспечение преемственности процесса оказания медицинской помощи между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории Саратовской области, при оказании медицинской помощи населению;
б) информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения Саратовской области;
в) информационное взаимодействие поставщиков информации в Систему и пользователей информации, содержащейся в Системе;
г) информирование населения по вопросам охраны здоровья и ведения здорового образа жизни;
д) обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме;
е) обеспечение формирования необходимых документов для взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь по программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
ж) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами органов государственной власти;
з) сбор, хранение, обмен и представление медицинской документации и сведений в форме электронных документов и электронных медицинских записей, обеспечение электронного медицинского документооборота между медицинскими организациями.
2.2. Система обеспечивает выполнение требований к ГИС субъектов Российской Федерации по приказу Минздрава России N 911н, а также следующих функциональных возможностей:
а) сбор, хранение, обработка и представление (ведение) информации о назначении и отпуске лекарственных препаратов;
б) предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме;
в) межведомственное взаимодействие с внешними информационными системами в соответствии с разделом VIII настоящего Положения;
г) иные функциональные возможности по решению Оператора Системы, соответствующие назначению Системы.
2.3. Полный перечень реализованных функциональных возможностей, процессов и функций ведется Оператором Системы.
2.4. Система включает в себя подсистемы.
2.5. Информационное взаимодействие подсистем и других элементов Системы обеспечивается на основе открытых протоколов информационного взаимодействия с соблюдением принципов, подходов и требований развития и обеспечения функционирования, приведенных в пункте 1.6 настоящего Положения.
III. Взаимодействие медицинских организаций,
информационных систем фармацевтических организаций
и иных информационных систем с Системой
3.1. Получение информации от медицинских организаций, подведомственных федеральным органам власти, и медицинских организаций частной системы здравоохранения, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Саратовской области, осуществляется на основании заключаемого с Оператором Системы соглашения, определяющего объем передаваемой информации.
3.2. С целью обеспечения преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории Саратовской области, Оператор Системы планирует необходимые мощности хранилища данных Системы исходя из объемов информации от медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и фармацевтических организаций.
3.3. Медицинские организации осуществляют промежуточную регистрацию на уровне Саратовской области ведущейся в медицинских организациях медицинской документации в форме электронных документов в Системе. Этим обеспечивается подтверждение факта формирования электронного медицинского документа, наличие достоверной информации о дате и времени его регистрации, отсутствие изменений в нем на протяжении всего срока хранения с момента регистрации сведений об электронном медицинском документе. После регистрации производится последующая регистрация необходимых электронных медицинских документов в Федеральном реестре электронных медицинских документов ЕГИСЗ в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов".
IV. Порядок и сроки представления информации в Систему
4.1. Поставщики информации обязаны размещать сведения в Системе в составе и сроки, которые определяются Оператором Системы по согласованию с Уполномоченным органом в объеме не меньшем, чем определено требованиями Федерального закона N 323-ФЗ.
Представление электронных медицинских записей в региональную ИЭМК осуществляется поставщиками информации в режиме реального времени.
4.2. Представление сведений в Систему осуществляется с использованием информационных систем фармацевтических организаций и других систем.
4.3. Подключение информационных систем территориального фонда обязательного медицинского страхования, информационных систем фармацевтических организаций осуществляется в порядке, определенном Оператором Системы, согласованном с Уполномоченным органом по развитию Системы.
4.4. Достоверность сведений, представляемых в Систему в электронном виде, подтверждается посредством использования:
а) усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" – для поставщиков информации в Систему, указанных в подпунктах "а"-"г" пункта 5.6 настоящего Положения;
б) усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, – для граждан.
V. Участники информационного взаимодействия
5.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием Системы являются:
а) Оператор Системы;
б) Оператор инфраструктуры Системы;
в) Уполномоченный орган;
г) поставщики информации в Систему;
д) пользователи информации, содержащейся в Системе;
5.2. Оператором Системы является ГУЗ "МИАЦ", осуществляющий деятельность по эксплуатации Системы или отдельной подсистемы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
5.3. Оператор Системы обеспечивает:
а) функционирование Системы, включая мониторинг работоспособности программных средств Системы;
б) эксплуатацию и разработку предложений по развитию Системы, в том числе в части сопровождения технического и программного обеспечения Системы;
в) прием и хранение данных Системы, а также проверку представляемых в Систему сведений в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерством здравоохранения Саратовской области;
г) представление для пользователей информации данных Системы;
д) управление доступом участников информационного взаимодействия;
е) проверку интеграции с Системой, подключение и (или) предоставление доступа к Системе внешних информационных систем;
ж) обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии информационных систем;
з) технологическое и иное взаимодействие Системы с информационными системами;
и) создание и функционирование информационно-технологического сайта Оператора Системы или поставщика Системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе для оперативного взаимодействия и информирования участников информационного взаимодействия, размещения методических материалов и иных документов по вопросам функционирования Системы;
к) мониторинг обмена информацией с информационными системами;
л) мониторинг показателей цифровой трансформации здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации, качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
м) публикацию результатов мониторинга использования Системы медицинскими организациями, включая рейтинг цифровой трансформации на официальном сайте Уполномоченного органа и информационно-технологическом сайте Оператора Системы;
н) формирование и ведение справочников для внесения сведений в Систему в структурированном виде;
о) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения Системы;
п) предоставление тестового доступа участнику информационного взаимодействия субъекта Российской Федерации к подсистемам Системы, в том числе для отработки ошибок при передаче данных, не менее чем за 2 месяца до начала взаимодействия (может использоваться тестовый стенд Оператора Системы или тестовый стенд поставщика Системы);
р) доступ участников информационного взаимодействия к данным Системы посредством использования интеграционных сервисов;
с) представление сведений для ежегодного доклада Уполномоченного органа об исполнении настоящего Положения, включая:
сведения о достигнутых значениях показателей в составе мониторинга цифровой трансформации здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации и медицинских организаций с анализом изменений за отчетный период;
предложения по актуализации настоящего Положения.
5.4. Оператор инфраструктуры Системы обеспечивает:
а) функционирование, включая мониторинг работоспособности, и модернизацию инфраструктуры центрального сегмента Системы (серверное и сетевое оборудование, общесистемное программное обеспечение, каналы передачи данных, средства защиты информации) по согласованию с Уполномоченным органом;
б) мониторинг работоспособности и отказоустойчивости компонентов инфраструктуры и средств защиты информации, размещенных в центральном сегменте Системы, а также представление регулярной отчетности о результатах мониторинга Уполномоченному органу;
в) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области защиты информации, обрабатываемой в центральном сегменте Системы;
г) администрирование централизованных инструментов управления аппаратно-программными средствами криптографической защиты информации в сети передачи данных Системы;
д) техническую поддержку участников информационного взаимодействия Системы по вопросам взаимодействия пользовательского сегмента с центральным сегментом и информационной безопасности пользовательского сегмента Системы;
е) защиту информации, создаваемой и обрабатываемой в рамках функционирования Системы, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
ж) подключение участников Системы к защищенной сети передачи информации;
з) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе, и (или) передаче такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;
и) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе;
к) недопущение несанкционированного воздействия, нарушающего функционирование входящих в состав Системы технических и программных средств обработки информации;
л) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в Системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановление такой информации;
м) обеспечение осуществления непрерывного контроля уровня защищенности информации, содержащейся в Системе;
н) обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;
о) выполнение организационных мероприятий по защите информации, сформированных для Системы, и координация взаимодействия с другими участниками информационного взаимодействия;
п) предоставление сведений для ежегодного доклада Уполномоченного органа об исполнении настоящего Положения, включая:
сведения об осуществлении функций по обеспечению информационной безопасности Оператора инфраструктуры Системы, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 года N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации".
5.5. Уполномоченный орган обеспечивает:
а) соблюдение принципов развития Системы, определенных пунктом 1.6 настоящего Положения;
б) разработку и утверждение организационно-распорядительных и методических документов по представлению в Систему и получению из Системы информации, содержащих в том числе форматы передачи и детализацию состава сведений, правила форматно-логического контроля, алгоритмы расчета показателей Системы, согласованные с аналогичными требованиями, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
в) опубликование проектов правил форматно-логического контроля, а также изменений, которые вносятся в такие правила, форматов структурированных электронных медицинских документов и сведений, в том числе неструктурированных, передача которых предполагается в ходе информационного взаимодействия, алгоритмов расчета показателей Системы, в том числе ее подсистем, не менее чем за 3 месяца до начала взаимодействия;
г) координацию мероприятий по сопровождению и развитию системы;
д) сбор, обобщение и анализ предложений по совершенствованию функций Системы и управление развитием Системы;
е) подготовку и представление ежегодного доклада в Правительство Саратовской области о реализации настоящего Положения на основе сведений от Оператора Системы и Оператора инфраструктуры Системы;
ж) утверждение организационно-распорядительных документов по защите информации на основе типовых документов, представленных прочими уполномоченными органами, и поддержание их в актуальном состоянии.
5.6. Поставщиками информации в Систему являются:
а) медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
б) фармацевтические организации;
в) организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования;
г) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ;
д) граждане (в части медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, представленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем), в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг).
5.7. Поставщики информации в Систему обеспечивают:
а) представление сведений в Систему;
б) актуальность и достоверность сведений, представляемых в Систему;
в) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с Системой;
г) предоставление Оператору Системы предложений по развитию Системы;
д) выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах.
5.8. Пользователями информации, содержащейся в Системе, являются:
а) медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
б) фармацевтические организации;
в) организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования;
г) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ;
д) граждане;
е) министерство здравоохранения Саратовской области;
ж) другие уполномоченные исполнительные органы области на основании заключаемого соглашения о взаимодействии;
з) органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья.
5.9. Пользователи информации получают доступ к сведениям, содержащимся в Системе, в соответствии с подпунктом "г" пункта 5.3 настоящего Положения и обязаны выполнять установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации требования по защите информации, содержащейся в Системе.
5.10. Представление в Систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица или при наличии иных оснований обработки персональных данных, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, в том числе с соблюдением требований по охране врачебной тайны.
VI. Порядок доступа к информации, содержащейся в Системе
6.1. Доступ к информации, содержащейся в Системе, представляется пользователям Системы с использованием:
а) федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
б) усиленного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;
в) уникального логина и пароля в соответствии с установленными Оператором Системы правами доступа.
6.2. Доступ к информации, содержащейся в Системе, получают зарегистрированные пользователи в соответствии с ролевой моделью управления доступом.
6.3. Регистрация пользователей Системы и информационных систем, прошедших идентификацию и аутентификацию с использованием региональной Системы идентификации и аутентификации, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Оператором Системы.
6.4. Доступ к Системе медицинским работникам как пользователям Системы предоставляется при их наличии в региональном регистре медицинских работников.
6.5. После идентификации и аутентификации в Системе пользователи Системы получают санкционированный доступ к Системе для осуществления функций в соответствии с полномочиями пользователя Системы, наделенными законодательными и иными нормативными правовыми (правовыми) актами Саратовской области и Уполномоченного органа.
6.6. Зарегистрированные в Системе пользователи предупреждаются об ответственности за действия, направленные на нарушение процесса функционирования Системы.
6.7. Состав информации, содержащейся в Системе, порядок представления и распространения информации, содержащейся в Системе, порядок доступа к информации, содержащейся в Системе, особенности эксплуатации Системы в части, не урегулированной настоящим Положением, устанавливаются Уполномоченным органом.
6.8. Срок хранения сведений в Системе определяется соответствующими правовыми нормативными актами о сроках хранения медицинских документов.
VII. Требования к программно-техническим средствам Системы
7.1. Программно-технические средства Системы должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаться на территории Российской Федерации;
б) обеспечивать размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
в) иметь сертификаты соответствия применяемых средств защиты информации требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
г) обеспечивать автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в Системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках Системы, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивать доступ пользователей к Системе, а также бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в Системе информации от несанкционированного доступа;
е) обеспечивать возможность информационного взаимодействия Системы с информационными системами, в том числе посредством использования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
ж) обеспечивать осуществление идентификации и аутентификации пользователей Системы, а также информационных систем, указанных в подпункте "е" пункта 5.3 настоящего Положения;
з) обеспечивать возможность получения информации из Системы в виде файлов и электронных сообщений;
и) обеспечивать сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений;
к) обеспечивать доступ уполномоченным исполнительным органам Саратовской области к электронным журналам пользователей субъекта Российской Федерации, их уровням доступа и к электронным журналам учета операций, осуществляемых этими пользователями в Системе.
7.2. В Системе обеспечивается единство используемой нормативной справочной информации в соответствии с подпунктом "в" пункта 1.6.
VIII. Порядок обмена информацией с использованием Системы
8.1. Система взаимодействует с внешними информационными системами.
8.2. Информационное взаимодействие Системы с медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, информационными системами, указанными в пункте 8.1 настоящего Положения, осуществляется с использованием интеграционных подсистем (через их интеграционные профили и сервисы), а для информационных систем других ведомств – с использованием интеграционных подсистем или системы межведомственного электронного взаимодействия.
8.3. Информационное взаимодействие Системы с ЕГИСЗ организуется через единую точку интеграции.
8.4. Информационное взаимодействие Системы с информационными системами осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных.
8.5. Информационное взаимодействие Системы с информационными системами (за исключением информационных систем, взаимодействие с которыми осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме) осуществляется в соответствии с Правилами, определяемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации или соглашениями между Уполномоченным органом и заказчиками (операторами) иных информационных систем.
8.6. Информационное взаимодействие Системы с информационными системами с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, осуществляется в соответствии с технологическими картами межведомственного информационного взаимодействия, Требованиями, обеспечивающими технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с указанной инфраструктурой, к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами указанных организаций и инфраструктурой, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 мая 2014 года N 120.
XI. Защита информации, содержащейся в Системе
9.1. Информация, содержащаяся в Системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных и Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 года N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации".
9.2. Защита информации, содержащейся в Системе, обеспечивается Оператором Системы посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией Системы.
9.3. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития Системы осуществляются:
а) формирование требований к защите информации, содержащейся в Системе;
б) функционирование и модернизация (развитие) подсистемы защиты информации;
в) применение сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю средств защиты информации;
г) аттестация Системы по требованиям защиты информации;
д) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
е) реализация иных мер защиты информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9.4. Оператор Системы, Оператор инфраструктуры Системы и Уполномоченный орган обеспечивают выполнение мероприятий по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
X. Порядок информационного взаимодействия подсистем
10.1. Все подсистемы Системы используют единую систему НСИ, соответствующую Федеральному реестру НСИ в сфере здравоохранения (https://nsi.rosminzdrav.ru) и реестру НСИ в сфере обязательного медицинского страхования (http://nsi.ffoms.ru), с возможностью расширения для дополнительных задач и функций Системы в Саратовской области.
10.2. Идентификация пациента в подсистемах осуществляется на основе единого принципа с привязкой медицинской информации пациента к его идентификатору и идентификатору случая оказания медицинской помощи.
10.3. Формирование региональной ИЭМК пациента производится на основе единого принципа идентификации пациентов в Системе и привязки всех медицинских документов и сведений о пациенте в электронной форме к идентификатору пациента, а имеющих отношение к случаю оказания медицинской помощи – к идентификатору случая оказания медицинской помощи пациента.
10.4. В Системе на уровне Саратовской области выполняется промежуточная регистрация ведущейся в медицинских организациях медицинской документации в форме электронных документов с целью организации электронного медицинского документооборота на уровне субъекта Российской Федерации.
10.5. После регистрации в Системе электронных документов производится последующая регистрация необходимых электронных медицинских документов в Федеральном реестре электронных медицинских документов ЕГИСЗ в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов".
_____________________