Правовые акты Саратовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Саратовской области от 15.05.2025 N 393-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 28 сентября 2021 года N 816-П"

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15 мая 2025 года N 393-П

 

г. Саратов

 

 

 

 

О внесении изменения в постановление

Правительства Саратовской области

от 28 сентября 2021 года N 816-П

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменение в постановление Правительства Саратовской области от 28 сентября 2021 года N 816-П "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций и Порядке государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления Саратовской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", изложив приложение N 1 в редакции согласно приложению.

2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Саратовской области                                                                        Р.В. Бусаргин

 

 

 

 


Приложение

к постановлению Правительства

Саратовской области

от 15 мая 2025 года N 393-П

 

 

"Приложение N 1

к постановлению Правительства

Саратовской области

от 21 сентября 2021 года N 816-П

 

 

Положение

о региональном государственном надзоре в области защиты населения

и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций

 

I. Основные положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).

2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области (далее - обязательные требования).

3. Региональный государственный надзор осуществляется в отношении следующих объектов надзора:

деятельность, действия (бездействие) организаций и граждан, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и действующих на территории Саратовской области, за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор;

иные объекты, эксплуатируемые организациями и гражданами, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности, за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор, с учетом имеющихся рисков на территории Саратовской области, включая вопросы безопасности детей в местах отдыха.

4. Региональный государственный надзор на территории Саратовской области осуществляется управлением региональной безопасности Правительства области (далее - Управление).

5. Региональный государственный надзор в отношении организаций и граждан осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий и надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон).

6. Региональный государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и надзорных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований устанавливается настоящим Положением.

 При выявлении соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров должностное лицо Управления, осуществляющее региональный государственный надзор, направляет начальнику Управления (заместителю начальника Управления по надзору), уполномоченному в соответствии с настоящим Положением на принятие решений о проведении надзорных мероприятий (далее – уполномоченное должностное лицо Управления), мотивированное представление о проведении надзорного мероприятия.

7. Региональный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица Управления (далее – должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор):

а) заместитель начальника Управления по надзору - начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) заместитель начальника отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) референт отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) консультант отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) главный специалист-эксперт отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

8. Управление как уполномоченный орган на осуществление регионального государственного надзора взаимодействует с Главным управлением МЧС России по Саратовской области, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с иными органами, уполномоченными на осуществление других видов государственного надзора, по вопросам, входящим в их полномочия.

9. Управление осуществляет надзор за исполнением предписаний, иных решений, вынесенных Управлением (далее – решение).

Уполномоченное должностное лицо Управления по ходатайству контролируемого лица или по решению органа, уполномоченного на рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц Управления, осуществляющих региональный государственный надзор, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.

10. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо Управления может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

Решение об отсрочке исполнения решения принимается уполномоченным должностным лицом Управления в порядке, предусмотренном пунктами 22-31 настоящего Положения.

11. Уполномоченным должностным лицом Управления, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:

1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;

2) об отсрочке исполнения решения;

3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;

4) о прекращении исполнения решения.

Вопросы, указанные в части первой настоящего пункта, рассматриваются уполномоченным должностным лицом Управления, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица или по представлению должностного лица Управления, осуществляющего региональный государственный надзор, в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Управление ходатайства или направления представления. В случае отсутствия указанного уполномоченного должностного лица Управления вопросы передаются на рассмотрение иного должностного лица Управления в порядке, установленном Управлением.

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)

охраняемым законам ценностям при осуществлении

регионального государственного надзора

 

12. Управление при осуществлении регионального государственного надзора относит деятельность организаций и граждан, являющимися объектами надзора, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) умеренный риск;

г) низкий риск.

Отнесение деятельности организаций и граждан к категориям риска осуществляется на основании решения начальника Управления, на основе сопоставления их характеристик с утвержденными критериями риска.

13. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается начальником Управления.

Управление в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должно принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.

Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг), вправе подать в Управление заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора (далее – объект надзора) в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

До 1 января 2030 года заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора может подаваться и рассматриваться в соответствии с главой 9 Федерального закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с учетом следующих особенностей:

а) заявление должно содержать номер соответствующего объекта надзора в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

б) заявление рассматривается уполномоченным должностным лицом Управления;

в) срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации.

14. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах надзора и оптимизации проведения надзорных мероприятий Управление формирует и утверждает проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

15. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям деятельность объектов надзора подлежит отнесению к категориям риска в соответствии со следующими критериями:

а) категория значительного риска – деятельность организаций и граждан, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и действующих на территории Саратовской области;

б) категория среднего риска – деятельность организаций и граждан, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности и (или) гидротехнические сооружения III класса, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) категория умеренного риска:

деятельность организаций и граждан, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей, за исключением мест отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием;

деятельность организаций и граждан, осуществляющих образовательную деятельность, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;

г) категория низкого риска - деятельность иных организаций и граждан, не указанных в подпунктах "а"-"в" настоящего пункта.

16. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются Управлением без взаимодействия с контролируемыми лицами (за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита). При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.

17. Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).

Устанавливается следующая периодичность проведения плановых надзорных мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:

1) обязательные профилактические визиты для объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, проводятся с периодичностью, определяемой Правительством Российской Федерации;

2) плановые надзорные мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска, до 1 января 2030 года не проводятся.

 

III. Права и обязанности должностных лиц Управления,

осуществляющих региональный государственный надзор

 

18. Должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор, обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Управления;

3) проводить надзорные мероприятия и совершать надзорные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не допускать при проведении надзорных мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области при проведении надзорных мероприятий (за исключением надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Управления с контролируемыми лицами), осуществлять консультирование;

6) представлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения надзорного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами надзорных мероприятий и надзорных действий, относящихся к предмету надзорного мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету надзорного мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения надзорных мероприятий и совершения надзорных действий;

12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

19. В случае выявления при проведении надзорного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Управление в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:

1) выдать после оформления акта надзорного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде надзора;

2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении надзорного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом надзора, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

3) при выявлении в ходе надзорного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

4) принять меры по осуществлению надзора за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

20. Должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор, при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий имеют право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Управления о проведении надзорного мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представление письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении надзорных мероприятий, а также представление документов для копирования, фото- и видеосъемки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему надзорного мероприятия;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении надзорных мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению надзорного мероприятия;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

7) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам внутренних дел в случаях, если должностному лицу Управления, осуществляющему региональный государственный надзор, при проведении мероприятий в рамках регионального государственного надзора оказывается противодействие или угрожает опасность;

8) взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований.

21. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения надзорного мероприятия, обязательного профилактического визита.

В случае, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

Управление может отменить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случаях, установленных Федеральным законом.

22. Должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор в порядке, установленном законодательством, в пределах своих полномочий ведут учет объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учет объектов надзора осуществляется путем ведения электронного журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Управлением.

23. Должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством.

 

IV. Обжалование решений Управления, действий (бездействия)

его должностных лиц

 

24. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:

а) решений о проведении надзорных мероприятий и обязательных профилактических визитов;

б) актов надзорных мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;

в) действий (бездействия) должностных лиц Управления, осуществляющих региональный государственный надзор, в рамках надзорных мероприятий и обязательных профилактических визитов;

г) решений об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска;

д) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

е) иных решений Управления по итогам профилактических и (или) надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

25. Судебное обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

26. Досудебное обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с пунктами 27-33 настоящего Положения.

27. Жалоба подается контролируемым лицом в Управление в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в форме документа на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

До 2030 года жалоба на решение Управления, действия (бездействие) его должностных лиц (в том числе на нарушение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"), подаваемая в соответствии с главой 9 Федерального закона, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг) или являющегося индивидуальным предпринимателем.

28. В случае обжалования решений Управления, действий (бездействия) должностных лиц Управления жалоба рассматривается начальником Управления.

29. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание Управления может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Управлением.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления.

Управление в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

а) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления;

б) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления.

Информация о решении, указанном в части шестой настоящего пункта, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

 

30. Жалоба должна содержать:

а) наименование Управления, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действия (бездействие) которого обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

в) сведения об обжалуемых решениях Управления и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Управления и (или) действиями (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

д) требования лица, подавшего жалобу;

е) учетный номер надзорного мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а"-"в" пункта 24 настоящего Положения;

ж) учетный номер объекта надзора в едином реестре видов контроля (надзора) (при обжаловании решения об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска).

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Управления либо членов их семей.

Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области направляется Управлением лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

31. Управление принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:

а) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями первой, второй пункта 29 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

б) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

д) ранее в Управление была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Управления, а также членов их семей;

ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

з) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Управления.

32. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах "в"-"з" пункта 31 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц.

33. Управление при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее – подсистема досудебного обжалования) контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.

Управление должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

Управление вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Управлением, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Управление.

34. По итогам рассмотрения жалобы Управление принимает одно из следующих решений:

а) оставляет жалобу без удовлетворения;

б) отменяет решение Управления полностью или частично;

в) отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;

г) признает действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение Управления, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

 

V. Профилактические мероприятия

 

35. Управление при осуществлении регионального государственного надзора проводит следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит;

е) самообследование.

Управление при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом. Если иное не установлено Федеральным законом, профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

36. Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона, на официальном сайте Управления в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

37. Управление обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора.

По итогам обобщения правоприменительной практики Управление обеспечивает ежегодную подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления (далее - доклад о правоприменительной практике), а также осуществляет подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики.

Управление обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается начальником Управления и ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Управления в сети Интернет.

38. В случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций направляется контролируемому лицу любым доступным способом, позволяющим установить его получение.

В случае принятия Управлением решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Управление возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Управление по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ, содержащий следующие сведения:

а) об удовлетворении поданного возражения;

б) об отказе в удовлетворении поданного возражения.

Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается приказом Управления.

39. Должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор, по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультации предоставляются контролируемым лицам – руководителям, иным должностным лицам, уполномоченным представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде.

Консультирование осуществляется при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, надзорного мероприятия.

Время консультирования при личном обращении устанавливается заместителем начальника Управления по надзору. Информация о времени консультирования размещается на официальном сайте Управления в сети Интернет.

Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.

Консультирование осуществляется должностными лицами Управления, осуществляющими региональный государственный надзор, по следующим вопросам:

а) организация и осуществление регионального государственного надзора;

б) порядок осуществления надзорных мероприятий, установленных настоящим Положением;

в) соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Письменное консультирование осуществляется в следующих случаях:

а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;

б) за время консультирования представить ответ на поставленные вопросы невозможно;

в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов.

В случае поступления в Управление пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения письменных разъяснений на официальном сайте Управления в сети Интернет.

Содержание консультации заносится в учетную карточку консультации.

Учет карточек консультаций осуществляется путем ведения журнала карточек консультаций, типовая форма которого утверждается Управлением.

В ходе личного приема от граждан, обратившихся в Управление, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При осуществлении консультирования должностные лица Управления, осуществляющие региональный государственный надзор, обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

40. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе Управления (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Обязательный профилактический визит проводится:

1) в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов надзора, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной пунктом 17 настоящего Положения;

2) по поручению:

Президента Российской Федерации;

Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

Губернатора Саратовской области.

Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, экспертизу.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее – акт обязательного профилактического визита), в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона.

Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита, в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита, в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо Управления вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита, в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящего Положения.

41. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.

Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Управление рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита Управление в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:

1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;

2) в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;

3) в течение года до даты подачи заявления Управлением проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;

4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Управления либо членов их семей.

Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Положением.

Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита по инициативе контролируемого лица нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Управления, осуществляющее региональный государственный надзор, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о проведении надзорных мероприятий.

42. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований настоящего Положения предусматривается самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте Управления в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов. Контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.

Управление утверждает методические рекомендации по проведению самообследования. Методические рекомендации размещаются на официальном сайте Управления в сети Интернет.

 

VI. Надзорные мероприятия

 

43. Если иное не предусмотрено Федеральным законом, оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований Управлением не может проводиться иными способами, кроме как посредством надзорных мероприятий.

В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие надзорные мероприятия:

а) инспекционный визит;

б) документарная проверка;

в) выездная проверка.

Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

В случаях, установленных Федеральным законом, в целях организации и проведения внеплановых надзорных мероприятий может учитываться категория риска объекта надзора.

44. Под инспекционным визитом понимается надзорное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие надзорные действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев проведения внеплановых надзорных мероприятий, проводимых по следующим основаниям:

по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

по требованию прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона.

45. Под документарной проверкой понимается надзорное мероприятие, которое проводится по месту нахождения Управления и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Управления.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Управления, результаты предыдущих надзорных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного надзора.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие надзорные действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Управление направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Управление указанные в требовании документы.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Управлении документах и (или) полученным при осуществлении государственного регионального надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые письменные объяснения. Контролируемое лицо, представляющее в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Управлении документах и (или) полученным при осуществлении государственного регионального надзора, вправе дополнительно представить в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

При проведении документарной проверки Управление не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления Управлением контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Управление, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Управления о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления документах и (или) полученным при осуществлении государственного регионального надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Управление исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.

Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры за исключением случаев ее проведения по следующим основаниям:

по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

по требованию прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

46. Под выездной проверкой понимается комплексное надзорное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Управления.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Управления или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов надзора обязательным требованиям без выезда на указанное в части второй настоящего пункта место и совершения необходимых надзорных действий, предусмотренных в рамках иного вида надзорных мероприятий.

Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения по следующим основаниям:

по поручению Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации о проведении мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

по требованию прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона.

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие надзорные действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) экспертиза.

47. Надзорное мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.

В отношении проведения надзорных мероприятий без взаимодействия не требуется принятие решения о проведении данного надзорного мероприятия.

48. Основанием для проведения надзорных мероприятий, за исключением надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, может быть:

1) наличие у Управления сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с учетом положений статьи 60 Федерального Закона;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

5) истечение срока исполнения решения Управления об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона;

6) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита;

7) наступление сроков проведения надзорных мероприятий, включенных в план проведения надзорных мероприятий.

Подпункт 7 настоящего пункта применяется с 1 января 2030 года.

49. Решение о проведении надзорного и (или) профилактического мероприятия принимается уполномоченным должностным лицом Управления.

50. Решение Управления о проведении надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 48 настоящего Положения, принимается при наличии достоверной информации:

о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью граждан;

о причинении вреда (ущерба) или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) обороне страны и безопасности государства;

об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

51. Управление при поступлении сведений, предусмотренных пунктом 50 настоящего Положения, и в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований, приступает к проведению внепланового надзорного мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после поступления указанных сведений), с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора посредством направления в тот же срок копии решения о проведении внепланового надзорного мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения. В этом случае контролируемое лицо может не уведомляться о проведении внепланового надзорного мероприятия.

52. По окончании проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт надзорного мероприятия (далее – акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении надзорного мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

Оформление акта производится в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона.

Результаты надзорного мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Акт надзорного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта на месте проведения надзорного мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 6 настоящего пункта.

В случае проведения надзорных мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо составления акта мероприятия без взаимодействия, а также в случае, если составление акта по результатам надзорного мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения надзорных действий, предусмотренных пунктами 6-9 части 1 статьи 65 Федерального закона, или в иных случаях, установленных Федеральным законом, Управление направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном  статьей 21 Федерального закона.

Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения надзорного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.

В случае невозможности составления акта на месте проведения надзорного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона.

53. В случае, если проведение надзорного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения надзорного мероприятия, должностное лицо Управления, осуществляющее региональный государственный надзор, составляет акт о невозможности проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона. В этом случае должностное лицо Управления, осуществляющее региональный государственный надзор, вправе совершить надзорные действия в рамках указанного надзорного мероприятия в любое время до завершения проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом. Указанное должностное лицо Управления вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения надзорного мероприятия принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же надзорного мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

54. Гражданин (индивидуальный предприниматель), являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия в случае:

а) нахождения гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ином населенном пункте в связи с его ежегодным отпуском;

б) временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом.

В случаях, указанных в части первой настоящего пункта, проведение надзорного мероприятия в отношении гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом и представившего такую информацию, переносится Управлением до устранения причин, препятствующих его присутствию при проведении надзорного мероприятия.

Информация о невозможности проведения надзорного мероприятия в отношении гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, направляется непосредственно им или его представителем по адресу Управления.

55. С 1 января 2030 года плановые надзорные мероприятия проводятся на основании плана проведения надзорных мероприятий на очередной календарный год, формируемого Управлением и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

56. Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с Управлением соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - соглашение).

Соглашение заключается в целях соблюдения публичных интересов, прав граждан и организаций, осуществления деятельности социальных учреждений в случае, если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделение бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость.

В соответствии с соглашением контролируемое лицо или его учредитель (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица) обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц Управления, осуществляющих региональный государственный надзор, на объект надзора в целях оценки соответствия, а Управление приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принимает меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.

Соглашение должно включать:

1) перечень выявленных нарушений обязательных требований, подлежащих устранению контролируемым лицом;

2) программу устранения выявленных нарушений обязательных требований, включающую перечень мероприятий по оценке исполнения такой программы, а также документов и сведений, подлежащих направлению для оценки исполнения такой программы;

3) срок исполнения соглашения.

Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.

После заключения соглашения Управление принимает решение о приостановлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в отношении контролируемого лица. В случае неисполнения контролируемым лицом соглашения Управление принимает решение о возобновлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. После исполнения контролируемым лицом соглашения Управление принимает решение об отмене предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

По истечении срока исполнения соглашения Управление принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.

Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.

57. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении надзорных мероприятий, совершении надзорных действий принимается должностными лицами Управления, осуществляющими региональный государственный надзор, самостоятельно.

58. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в случае проведения надзорного мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении надзорных мероприятий, совершении надзорных действий.

59. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится при совершении не менее чем 2 снимков каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения надзорного мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

60. При получении Управлением сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также при проведении надзорных мероприятий, в том числе в отношении иных контролируемых лиц, проводится оценка их достоверности.

В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Управления, осуществляющее региональный государственный надзор, при необходимости:

а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений.

Управление вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных Управлением в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

 

VII. Перечень индикаторов риска нарушения

обязательных требований в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера и порядок их выявления

 

61. При осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

отсутствие в Национальном союзе страховщиков ответственности информации о договоре страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии;

наличие в разборе командно-штабного учения или штабной тренировки с органами местного самоуправления области информации о несогласованности действий органов управления и сил и средств контролируемого лица, привлекаемого в рамках проводимых учений или тренировок при отработке теоретических навыков и выполнении мероприятий, предусмотренных планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами;

получение от органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации о происшествии, связанном с возникновением и распространением представляющих опасность для окружающих горения, аварии на объекте надзора, последствия которых не повлекли возникновение чрезвычайной ситуации.

62. Управление в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах надзора посредством ведения журнала учета объектов надзора, также учитывает достоверные сведения, полученные в ходе проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, и иные сведения об объектах надзора.".

 

_____________________

 

Постановление Правительства Саратовской области "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 28 сентября 2021 года N 816-П" от 15.05.2025 N 393-П