Правовые акты Саратовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Саратовской области от 09.06.2025 N 448-П "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии"

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

г. Саратов

 

 

 

 

О региональном государственном

контроле (надзоре) в сфере

туристской индустрии

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии (приложение N 1);

критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (приложение N 2);

перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (приложение N 3);

ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения (приложение N 4);

индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) (приложение N 5).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Саратовской области от 20 марта 2023 года N 226-П "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников";

постановление Правительства Саратовской области от 27 апреля 2024 года N 341-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 20 марта 2023 года N 226-П".

3. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Саратовской области                                                                     Р.В. Бусаргин

 

 

 

 


Приложение N 1

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Саратовской области

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

 

Положение

о региональном государственном контроле (надзоре)

в сфере туристской индустрии

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии устанавливает порядок организации деятельности по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии (далее – региональный государственный контроль (надзор) на территории Саратовской области.

2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (далее – контролируемые лица) обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и указанных в частях третьей-шестой статьи 19.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется министерством культуры области (далее – министерство).

4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).

5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее – уполномоченное должностное лицо министерства), являются:

министр культуры области;

заместитель министра культуры области.

6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:

начальник отдела государственного регулирования туристской деятельности министерства культуры области;

референт отдела государственного регулирования туристской деятельности министерства культуры области;

консультант отдела государственного регулирования туристской деятельности министерства культуры области;

главный специалист отдела государственного регулирования туристской деятельности министерства культуры.

7. Должностные лица министерства, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) (далее – инспектор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

8. Информация об объектах контроля (надзора) с указанием категории риска вносится в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – единый реестр видов контроля).

Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее – объекты контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие):

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в случаях, установленных федеральными законами), осуществляющих деятельность, связанную с использованием средств размещения, в отношении которых распространяется действие статьи 5.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием горнолыжных трасс;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием пляжей;

организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков;

организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, предоставляющих услуги инструкторов-проводников;

владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в части размещения информации о предоставлении услуг средств размещения, гостиничных услуг;

б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, используемые для осуществления деятельности, связанной с использованием:

средств размещения;

горнолыжных трасс;

пляжей.

9. Министерство осуществляет учет объектов контроля посредством:

а) обработки и анализа информации, содержащейся в едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии, едином федеральном реестре инструкторов-проводников, едином федеральном реестре экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;

б) сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля на основании информации, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям при осуществлении

регионального государственного контроля (надзора)

 

10. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):

1) средний риск;

2) умеренный риск;

3) низкий риск.

11. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для осуществления регионального государственного контроля (надзора) (далее – индикаторы риска), согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

 

III. Критерии отнесения объектов контроля (надзора)

к категориям риска

 

12. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления характеристик объекта контроля с утвержденными критериями риска.

13. Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – единый портал) вправе подать в министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности.

IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

 

14. Министерство в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики).

15. Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет по адресу https://mincult.saratov.gov.ru/ (далее – официальный сайт министерства).

16. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) министерство проводит следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

17. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

18. Обобщение правоприменительной практики осуществляется министерством путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

19. Обобщение правоприменительной практики осуществляется министерством в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

20. Министерство ежегодно осуществляет подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики, а также по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (далее – доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

21. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте министерства не позднее 10 дней со дня его утверждения.

22. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее – предостережение).

23. Уполномоченное должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных им предостережений с присвоением регистрационного номера.

24. Контролируемое лицо вправе не позднее 10 рабочих дней после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее – возражение).

25. Возражение направляется контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо с использованием единого портала, либо иным, указанным в предостережении способом.

26. Возражение в отношении предостережения должно содержать:

а) полное наименование контролируемого лица (наименование и организационно-правовая форма – для юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии) – для индивидуальных предпринимателей и физических лиц), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

б) идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

в) для туроператоров/турагентов/субагентов, экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников – реестровый номер в туристическом реестре, сфера туроператорской деятельности (если применимо);

г) для средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей – реестровый номер в реестре классифицированных горнолыжных трасс и реестре классифицированных пляжей соответственно;

д) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

е) доводы (обоснование позиции), на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением и указанными в нем действиями (бездействием) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

ж) дата направления возражения.

При этом контролируемое лицо вправе приложить к такому возражению оригиналы документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

27. В случае, если из представленных контролируемым лицом сведений и (или) документов невозможно достоверно определить сведения, указанные в подпунктах "а" и (или) "б" пункта 26 настоящего Положения, возражение в отношении предостережения в течение 3 рабочих дней со дня поступления в министерство возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.

28. Возражения в отношении предостережения рассматриваются инспектором министерства в течение 15 рабочих дней со дня поступления такого возражения в министерство.

29. По результатам рассмотрения министерством возражения в отношении предостережения принимается одно из следующих решений:

а) об оставлении предостережения без изменения;

б) об отмене предостережения.

30. Контролируемому лицу не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 29 настоящего Положения, направляется ответ о результатах рассмотрения возражения, подписанный уполномоченным должностным лицом министерства, способом, указанным в возражении.

31. Консультирование контролируемых лиц осуществляется инспектором в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

32. Инспектор проводит консультирование контролируемых лиц по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия. Запись на консультирование и осуществление письменного консультирования может производиться с использованием единого портала.

33. Инспекторы министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:

а) применение обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, содержание и последствия их изменения;

б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения;

в) осуществление регионального государственного контроля (надзора);

г) выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.

34. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

35. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии категориям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

36. Профилактический визит проводится по инициативе министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

37. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

38. Обязательный профилактический визит в рамках регионального государственного контроля (надзора) проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

39. Обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится с периодичностью, определяемой Правительством Российской Федерации. Обязательный профилактический визит не проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска.

40. Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица проводятся в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ. Заявление о проведении профилактического визита подается контролируемым лицом в министерство посредством единого портала.

Министерство рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.

41. Контролируемое лицо вправе отозвать заявление о проведении профилактического визита либо направить отказ от проведения профилактического визита, организованного по его инициативе, уведомив об этом министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

42. Информирование контролируемых лиц о проведении профилактического визита осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

 

V. Контрольные (надзорные) мероприятия

 

43. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

44. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом:

1) инспекционный визит;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка;

4) контрольная закупка.

45. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

46. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение министерства, подписанное уполномоченным должностным лицом министерства.

47. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.

48. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

49. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований министерством могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, и иные сведения о контролируемых лицах.

50. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае смерти близкого родственника, болезни контролируемого лица или необходимости присмотра за близким родственником в связи с его болезнью, применения меры государственного принуждения, обусловленной привлечением к административной или уголовной ответственности, которое делает невозможной его явку, пребывания в командировке или наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), с предоставлением документов, подтверждающих факт наличия (наступления) указанных обстоятельств, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

51. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (для филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

В ходе инспекционного визита уполномоченными должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

52. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

53. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать 1 рабочий день в одном месте осуществления деятельности контролируемого лица.

54. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

55. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

56. В ходе документарной проверки уполномоченными должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

57. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

58. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

59. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

60. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

61. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

62. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

63. Контрольная закупка проводится в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

64. В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) эксперимент.

Контрольная закупка может проводиться с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (далее – дистанционная контрольная закупка).

65. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) должна проводиться в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов министерства, либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.

66. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

67. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований министерством могут быть приняты следующие решения:

решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ;

решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

68. Уполномоченными должностными лицами выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

69. Выездное обследование осуществляется на основании заданий должностных лиц министерства, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в том числе заданий, содержащихся в планах работы министерства.

70. В ходе выездного обследования уполномоченными должностными лицами может совершаться контрольное (надзорное) действие – осмотр.

В случае выявления в рамках выездного обследования признаков нарушений обязательных требований инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку с извещением о начале и результатах проведения (в течение двадцати четырех часов после получения таких сведений) органа прокуратуры.

71. В случае выявления в рамках выездного обследования признаков нарушений обязательных требований министерством может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

72. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные пунктами 44, 45 настоящего Положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе в случаях, предусмотренных пунктами 66, 69 настоящего Положения.

73. Для фиксации доказательств нарушения обязательных требований инспектором и лицами, привлекаемыми в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ к совершению контрольных (надзорных) действий, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также постоянного рейда принимается инспектором самостоятельно.

Фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушения обязательных требований при осуществлении мероприятий, указанных в пункте 44 настоящего Положения, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектором и лицами, привлекаемыми в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ к совершению контрольных (надзорных) действий, осуществляется с учетом выполнения технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, об использовании иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, использования иных способов фиксации доказательств являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

 

VI. Постоянный рейд

 

74. Постоянный рейд в части соблюдения требований, указанных в частях пятой и шестой статьи 19.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", осуществляется на основании решения об осуществлении постоянного рейда, принятого в соответствии со статьей 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, статьей 19.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", и заключается в возможности постоянного нахождения и (или) перемещения уполномоченных должностных лиц министерства по определенной территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.

75. Решения о проведении постоянных рейдов принимаются уполномоченными должностными лицами министерства.

76. Постоянный рейд осуществляется на территории, определяемой уполномоченными должностными лицами министерства, исходя из наличия туристских маршрутов, в том числе туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, а также объектов показа на территории области.

77. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица.

78. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может составлять более 30 минут (в данный период не включается время оформления акта).

79. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до завершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного рейда.

80. Составленные в ходе постоянного рейда отдельные акты в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований, а также выданные предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, подлежат включению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

 

VII. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

81. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, инспектором составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее – акт) в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

82. В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

83. В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и какой его структурной единицей установлено нарушение.

84. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.

85. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.

86. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

87. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

88. По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий министерством в случае выявления нарушения обязательных требований принимаются решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

89. Выданное министерством в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее – предписание) должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 90.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

90. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия и обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

91. Министерство наряду с решениями, принимаемыми по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, вправе:

1) выдавать предписание владельцу агрегатора информации об услугах, владельцу сервиса объявлений о незамедлительном прекращении распространения информации о предоставляемых услугах средства размещения (гостиничных услугах);

2) в случае выявления несоответствия средства размещения требованиям к категории средств размещения, указанной в реестре классифицированных средств размещения, направлять в организацию, осуществляющую классификацию в сфере туристской индустрии, соответствующую информацию с запросом о предоставлении сведений о принятых мерах, направленных на устранение несоответствия средства размещения указанным требованиям, в том числе о проведении внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

3) принимать решения о приостановлении, возобновлении действия классификации средства размещения, а также о прекращении действия классификации средства размещения (об исключении сведений о средстве размещения из реестра классифицированных средств размещения);

4) принимать решения о прекращении аттестации экскурсовода (гида) и гида-переводчика и об исключении сведений о них из единого федерального реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.

 

VIII. Досудебный порядок подачи жалобы

 

92. Действия (бездействие) должностных лиц министерства, решения, принятые министерством в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.

93. До 2030 года жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц (в том числе на нарушение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"), подаваемая в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием единого портала) или являющегося индивидуальным предпринимателем.

Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны.

94. Жалоба должна содержать сведения, указанные в части 1 статьи 41 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

95. Жалоба подается в сроки, установленные частями пятой, шестой статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.

96. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц, министра культуры области рассматривается министром культуры области либо лицом, исполняющим его обязанности.

97. Лицо, подавшее жалобу, до принятия в отношении жалобы решения может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

98. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.

99. Министерство в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает одно из следующих решений:

1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;

2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.

100. Информация о решении, указанном в пункте 99 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

101. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по основаниям, установленным частью 1 статьи 42 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы.

102. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.

103. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в информационной системе (подсистеме государственной информационной системы) досудебного обжалования.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

104. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса.

105. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.

106. Неполучение от контролируемого лица дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

107. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, документы и информацию, которые находятся в распоряжении министерства.

108. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение министерства полностью или частично;

3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

109. Решение министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

110. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

В целях оценки результативности и эффективности деятельности министерства применяются ключевые и индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) согласно приложениям N 4, 5 к настоящему постановлению.

 

_______________________

 

 

 

 


Приложение N 2

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Саратовской области

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

 

Критерии

отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора)

в сфере туристской индустрии к определенным категориям риска

причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

N

п/п

Категория риска

Критерии отнесения объектов контроля

к категориям риска

1.

Средний риск

Осуществление деятельности экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, инструкторами-проводниками на национальных туристских маршрутах

2.

Умеренный риск

Осуществление деятельности экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, инструкторами-проводниками на туристских маршрутах, проходящих по территориям
двух и более субъектов Российской Федерации

3.

Низкий риск

Осуществление экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, инструкторами-проводниками деятельности, не отнесенной к категориям среднего и умеренного риска

 

_____________________

 

 

 

 


Приложение N 3

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Саратовской области

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

 

Перечень

индикаторов риска нарушения обязательных требований

 

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия:

отсутствие сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения в отношении средств размещения, сведения о которых содержатся в информации, представляемой в контрольный (надзорный) орган в соответствии с частью 3 статьи 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации;

наличие в реестре классифицированных средств размещения сведений о неоднократном (более 2 раз) изменении типа средства размещения в течение одного года;

наличие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средствах массовой информации и (или) рекламе информации о сдаче в аренду для временного проживания на посуточной (еженедельной) основе более десяти комнат, апартаментов или иных помещений (за исключением жилых помещений), расположенных в одном здании или сооружении и предлагаемых одним арендодателем (рекламодателем);

отсутствие в течение одного календарного года сведений о представлении инструктором-проводником уведомлений о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, требующем специального сопровождения (далее – туристский маршрут), в статусе руководителя группы и (или) сведений об инструкторе-проводнике в уведомлениях о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте в статусе инструктора-проводника в составе бригады инструкторов-проводников;

превышение соотношения количества туристов к количеству инструкторов-проводников, указанного в уведомлении о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, по отношению к рекомендациям, утвержденным организациями, уполномоченными на аттестацию инструкторов-проводников;

поступление от одного инструктора-проводника двух и более уведомлений о сопровождении туристов (экскурсантов) на двух и более туристских маршрутах одновременно.

 

_______________________

 

 

 

 


Приложение N 4

 

УТВЕРЖДЕНЫ

к постановлению Правительства

Саратовской области

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

 

Ключевые показатели

регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения

 

При осуществлении оценки результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) используются следующие ключевые показатели:

а) доля информации о предоставлении на территории области услуг средств размещения, не имеющих действующей классификации, размещенной в сети Интернет, от среднего числа размещенной в сети Интернет информации о предоставлении услуг средств размещения;

б) снижение доли количества услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказываемых лицами, не имеющими соответствующую аттестацию, на территории области;

в) количество физических лиц, погибших или получивших травмы при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, проходящих по территории области, за календарный год.

Ключевой показатель, указанный в подпункте "а" части первой настоящего приложения (К1), рассчитывается по следующей формуле:

 

К1 = (1 -

Ск

) × 100 %, где:

Сср

 

Ск – количество средств размещения, сведения о действующей классификации которых содержатся в реестре классифицированных средств размещения, находящихся на территории области;

Сср – среднее значение количества карточек, предусматривающих информацию о предоставлении услуг средств размещения, находящихся на территории области, рассчитываемое как сумма количества указанных карточек, размещенных не менее чем на трех сайтах владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в сети Интернет, разделенная на количество таких владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений, на сайтах которых в сети Интернет получена соответствующая информация.

Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте "а" части первой настоящего приложения, является сокращение значения соответствующего ключевого показателя за календарный год, не менее чем на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим календарным годом.

В случае, если значение ключевого показателя достигает значения ниже 5 процентов, целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте "а" части первой настоящего приложения, является достижение значения указанного ключевого показателя, равного "0".

Ключевой показатель, указанный в подпункте "б" части первой настоящего приложения (К2), рассчитывается по следующей формуле:

 

К2 = (1 -

Эа

) × 100 %, где:

Эк

 

Эа – количество услуг, оказываемых аттестованными экскурсоводами (гидами) и гидами-переводчиками на туристских маршрутах, проходящих по территории области;

Эк – количество экскурсионных услуг, оказываемых на территории области.

 

_____________________

 

 

 

 


Приложение N 5

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Саратовской области

от 9 июня 2025 года N 448-П

 

 

Индикативные показатели

регионального государственного контроля (надзора)

 

Индикативные показатели:

1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

2) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;

3) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;

4) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.

 

______________________

 

Постановление Правительства Саратовской области "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии" от 09.06.2025 N 448-П