Постановление Правительства Саратовской области от 24.07.2025 N 576-П "О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2025 года N 576-П
г. Саратов
О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 14 марта 2019 года N 150-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Саратовской области Р.В. Бусаргин
Приложение
к постановлению Правительства
Саратовской области
от 24 июля 2025 года N 576-П
Изменения,
вносимые в государственную программу Саратовской области
"Содействие занятости населения, совершенствование
социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции
в Саратовской области"
1. Раздел "Стратегические приоритеты государственной программы Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты
государственной программы Саратовской области
"Содействие занятости населения, совершенствование
социально-трудовых отношений и регулирование
трудовой миграции в Саратовской области"
1. Оценка текущего состояния сферы занятости, труда и миграции
В 2024 году ситуация на рынке труда области стабильна. Численность зарегистрированных безработных за 2024 год снизилась на 31 процент и на конец года составила 3675 человек, уровень регистрируемой безработицы снизился до исторического минимума и составил 0,3 процента (2023 год – 5334 человека или 0,4 процента, 2022 год – 7134 человека или 0,6 процента, 2021 год – 9233 человека или 0,8 процента). По данным Росстата уровень общей безработицы в области (в среднем за 2024 год) составил 1,8 процента от численности рабочей силы, что ниже показателя прошлого года (2023 год – 2,7 процента, 2022 год – 3,4 процента, 2021 год – 4,5 процента), уровень занятости – 59,8 процента (2023 год – 58,8 процента, 2022 год – 57,1 процента, 2021 год – 54,8 процента), численность занятого населения – 1221,9 тыс. человек (2023 год – 1209,5 тыс. человек, 2022 год – 1187,5 тыс. человек, 2021 год – 1148,8 тыс. человек).
За период 2022-2024 годов при содействии органов службы занятости нашли работу около 78,2 тыс. человек (в 2024 году - 14,5 тыс. человек, в 2023 году – 22,1 тыс. человек, в 2022 году – 41,6 тыс. человек).
Всего в рамках активной политики занятости в 2024 году было оказано более 100 тыс. государственных услуг в сфере занятости населения.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2309 "О реализации в 2023 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" на территории Саратовской области организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников предприятий оборонно-промышленного комплекса, граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключивших ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса в целях сохранения их занятости.
С 2023 года прошли обучение и сохранили свою занятость более 1300 работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда по-прежнему характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.
Кроме того, на рынке труда остается проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. В первую очередь это граждане с инвалидностью, которые в силу низкого уровня конкурентоспособности являются наиболее уязвимой категорией граждан на рынке труда.
Согласно данным мониторинга, проводимого службой занятости населения, в 2024 году среди общего числа признанных безработными граждан, испытывающих трудности в поиске работы, инвалиды составляли 16,9 процента или 457 человек (в 2023 году – 17,9 процента или 619 человек, в 2022 году – 19 процентов или 839 человек, в 2021 году – 21,5 процента или 1430 человек).
На фоне общего снижения относительно 2021 года числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы, признанных безработными, отмечается также сокращение в 3 раза численности признанных безработными граждан с инвалидностью (с 1430 до 457 человек).
По имеющимся статистическим данным в 2021-2024 годах одну треть в общем числе обратившихся инвалидов составляют инвалиды молодого возраста.
В сложившейся ситуации одной из важнейших задач является сопровождение при трудоустройстве инвалидов молодого возраста, в первую очередь, инвалидов – выпускников образовательных организаций, получивших профессиональное образование или профессиональное обучение (в том числе прошедших переподготовку и повышение квалификации), поскольку практически каждый из них нуждается в квалифицированной помощи специалистов по содействию в трудоустройстве.
Однако в области сохраняются негативные демографические тенденции, которые в перспективе приведут к снижению демографического потенциала, а также к росту дефицита трудовых ресурсов и, соответственно, увеличению демографической нагрузки на работающее население. В 2024 году естественная убыль населения составила 18713 человек, что на 12,8 процента больше, чем в 2023 году (4 место среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, с наибольшей убылью) (2023 год – 16592 человека, 2022 год – 18170 человек, 2021 год – 29979 человек). В 2024 году впервые с 2015 года отмечен миграционный прирост населения области – 3217 человек (3 место среди регионов Приволжского федерального округа) (убыль за 2023 год – 2987 человек, за 2022 год – 7898 человек, за 2021 год – 4173 человека). Также негативные демографические тенденции в некоторой степени были смягчены расширением границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста. На 1 января 2024 года численность населения трудоспособного возраста составила 1386,7 тыс. человек, что на 15,1 тыс. человек больше, чем на 1 января 2023 года (2023 год – 1371,6 тыс. человек, на 1 января 2022 года – 1397,1 тыс. человек, на 1 января 2021 года – 1380,6 тыс. человек).
Численность населения, занятого в неформальном секторе, в 2024 году составила 280 тыс. человек или 22,9 процента (в 2023 году – 303 тыс. человек или 25,0 процента, в 2022 году – 316 тыс. человек или 27,5 процента). За три года численность населения, занятого в неформальном секторе, снизилась на 36,0 тыс. человек или на 4,6 процента.
По итогам проведенных мероприятий в 2024 году в Саратовской области легализовано 21,5 тыс. человек (в 2023 году – 26,5 тыс. человек, в 2022 году – 21,4 тыс. человек).
Вместе с тем модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, который не в полной мере сможет удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации необходимым является оптимизация внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.
В январе-декабре 2024 года число прибывших мигрантов составило 49282 человека. На 2025 год для Саратовской области утвержден размер квоты на привлечение и использование иностранных работников, прибывающих из стран с визовым режимом въезда (2375 человек). За 2024 год Управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выдано 1197 разрешений на работу иностранным гражданам, из них 1172 – в счет квоты (64,7 процента утвержденной квоты).
По данным Саратовстата в 2024 году в миграционном обороте 44,7 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности за 2024 год составил 2,7 тыс. человек, что в 1,5 раза меньше, чем показатель аналогичного периода 2023 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.
Актуальность вопроса межрегионального перераспределения рабочей силы, потребность граждан, ищущих работу вахтовым методом, работу временного и сезонного характера, обусловлена такими факторами как достаточно низкая заработная плата (особенно в сельской местности), отсутствие перспектив профессионального роста специалистов, отсутствие возможности бесплатного обучения молодых кадров и специалистов, отсутствие жилья.
В 2024 году по вопросу трудоустройства в другой местности обратились 189 человек. Трудоустроено при содействии государственных казенных учреждений Саратовской области центров занятости населения 170 человек.
В целях стабилизации демографической ситуации и восполнения трудовых ресурсов реализуется программа добровольного переселения в область соотечественников из-за рубежа. В 2024 году в рамках ее реализации на территорию области прибыло 762 человека (в 2023 году – 817 человек, в 2022 году – 1429 человек, в 2021 году – 2116 человек), из которых значительная часть – молодые люди в возрасте 25-35 лет с высшим и средним специальным, в том числе техническим образованием, опытом работы, знающие русский язык. По направлению органов службы занятости населения было трудоустроено 70 процентов переселенцев.
Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий посредством заключения коллективных договоров и соглашений в сфере труда. Обеспечение в 2024 году социальной защищенности работников осуществлялось через предоставление льгот и гарантий, предусмотренных в 4186 коллективных договорах (в 2023 году – 4159 единиц, в 2022 году – 4222 единицы, в 2021 году – 4782 единицы) и в 155 соглашениях (в 2023 году – 167 единиц, в 2022 году – 170 единиц, в 2021 году – 174 единицы). Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2024 года охвачено около 368 тыс. человек (в 2023 году – 383 тыс. человек, в 2022 году – 433 тыс. человек, в 2021 году – 456 тыс. человек), что составляет 64 процента от среднесписочной численности работников по полному кругу организаций области (в 2023 году – 65 процентов, в 2022 году – 73 процента, в 2021 году – 74 процента).
С учетом "политики санкций", сокращения количества предприятий и организаций, снижения численности работающих, снижения активности профсоюзных органов к 2030 году ожидается снижение удельного веса работников, охваченных коллективно-договорными отношениями.
Также отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений из-за несоответствия финансовой обеспеченности уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях федерального и регионального уровней и коллективных договорах отрасли.
Одной из важнейших задач в сфере социально-трудовых отношений является формирование условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры путем повышения качества трудовых отношений.
Уровень производственного травматизма в регионе в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился на 6,2 процента и составил 0,85 пострадавшего на 1000 работающих, что на 15 процентов ниже, чем в целом по Российской Федерации (1,0). Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, Саратовская область занимает 5 место по уровню травматизма на производстве (в 2022 году – 6, в 2021 году – 6, в 2020 году – 5).
Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, остается значительным и составляет 29,0 процента от списочной численности работников (в 2022 году – 29,5 процента, в 2021 году – 28,9 процента).
Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что в хозяйствующих субъектах сохраняется система управления охраной труда, основанная на реактивном подходе. В связи с этим необходим переход к предупредительной модели управления охраной труда, способствующей сохранению здоровья работников на производстве.
Решение вышеперечисленного комплекса задач невозможно осуществить без соответствующего материально-технического обеспечения деятельности и развития кадрового потенциала в сфере занятости, труда и миграции области и областных государственных учреждений.
Реализован масштабный проект модернизации центров занятости населения области. В 2022-2023 годах проведена организационная работа по объединению сети центров занятости населения в единый областной Центр, который начал свою работу с 1 марта 2023 года.
В 2024 году в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости регионально проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" проведена комплексная модернизация Управляющего центра занятости населения и 42 территориальных центров занятости населения, включая выполнение работ по текущему ремонту, приведению к единому фирменному стилю зданий и помещений региональной службы занятости, оснащению современной мебелью и оборудованием.
Помимо этого, одним из главных условий осуществления всех поставленных задач является уровень кадрового потенциала областных государственных учреждений. Развитие кадрового потенциала возможно при обязательном условии системного повышения квалификации специалистов.
За период 2021-2024 годов проведено обучение (повышение квалификации) 192 сотрудников областной службы занятости населения Саратовской области, в том числе по программам: "Психология", "Контролер технического состояния автотранспортных средств", "Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения", "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств", "Исправное состояние и безопасная эксплуатация энергоустановок" "Теория и практика психологической работы с населением", "Управление государственными и муниципальными закупками", "Охрана труда для руководителей и специалистов".
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Саратовской области "Содействие занятости населения,
совершенствование социально-трудовых отношений
и регулирование трудовой миграции
в Саратовской области"
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
Система целеполагания и задачи государственной программы "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" (далее – государственная программа) сформированы с учетом положений Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", федеральных проектов "Управление рынком труда" и "Активные меры содействия занятости" национального проекта "Кадры".
Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, в том числе Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 N 321-П.
Определены приоритеты Программы:
цель 1 – непревышение значения уровня регистрируемой безработицы более 0,4 процента к 2030 году;
цель 2 – снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более к 2025 году до 1,0 единицы на 1 тыс. работающих и ее сохранение на этом уровне до 2030 года;
цель 3 – восполнение кадрового дефицита Саратовской области за счет привлечения иностранных работников из стран с визовым режимом въезда, с учетом необходимого уровня их профессиональной подготовки и квалификации;
цель 4 – сохранение доли соотечественников в трудоспособном возрасте от общего количества граждан, добровольно переселившихся в Саратовскую область в рамках государственной программы, на уровне 70 процентов до 2025 года;
цель 5 – обеспечение уровня охвата работников по полному кругу организаций коллективно-договорными отношениями к 2030 году на уровне 63 процентов;
цель 6 – снижение напряженности на рынке труда.
В рамках обеспечения достижения поставленных целей предусматривается решение основных задач:
стимулирование работодателей на трудоустройство отдельных категорий граждан;
сокращение периода поиска работы и поддержка эффективной занятости населения;
поддержание доходов граждан путем осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан;
привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области;
сокращение дефицита трудовых ресурсов;
создание условий для повышения качества трудовых отношений;
улучшение условий и охраны труда работников Саратовской области;
организация эффективной деятельности в сфере занятости, труда и миграции области;
создана система подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности.
Для выполнения задач планируется осуществить:
повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу;
содействие в расширении возможности трудоустройства, сокращения периода поиска работы и обеспечения более качественной занятости при наличии потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании отдельных категорий граждан;
предоставление возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости;
обеспечение защиты граждан от безработицы;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы;
проведение организационных, информационных, методических и консультационных мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информирование работающего населения, исполнительных органов области, работодателей по вопросам охраны труда;
повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства;
информирование соотечественников о реализации государственной программы на территории области;
проведение рабочих встреч с администрациями всех крупнейших образовательных организаций высшего образования области и лекционные занятия с иностранными студентами;
проведение видеоконференций с временными группами МВД России за рубежом;
стимулирование процесса участия в государственной программе соотечественников трудоспособного возраста;
содействие заключению соглашений, коллективных договоров и включению в них дополнительных льгот и гарантий;
осуществление контроля за включением дополнительных льгот и гарантий при проведении уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров;
контроль за исполнением соглашений;
оценку эффективности работы и составление рейтинга территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
использование конкурсных механизмов в целях стимулирования работодателей к повышению социальной ответственности, повышения престижа рабочих профессий;
информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в сфере социального партнерства;
внесение, обработку и анализ данных автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС) "Социальное партнерство Саратовской области";
разработку прогнозных показателей в сфере социального партнерства.
Для достижения указанных целей и приоритетов Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
подпрограмма 2 "Регулирование трудовой миграции";
подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом";
подпрограмма 4 "Совершенствование социального партнерства";
подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда";
подпрограмма 7 "Материально-техническая база и кадровый потенциал сферы занятости, труда и миграции Саратовской области".
Основным инструментом правового регулирования процесса добровольного переселения соотечественников является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637. С целью соблюдения норм федерального законодательства в приложении N 2 к государственной программе приведен паспорт подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом".".
2. В приложении N 3 к государственной программе:
графу 4 пункта 1.1.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"доля занятых граждан из числа участников дополнительных мероприятий";
графу 3 пункта 1.2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"проведен мониторинг по вопросам содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста.";
графу 3 пункта 1.3.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"реализованы мероприятия региональной программы "Наши герои";
графу 2 пункта 1.4.1 изложить в следующей редакции:
"Поддержание доходов граждан путем осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан";
в графе 2 пункта 5.1.1 слова ", снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" исключить;
абзацы второй-третий графы 4 пункта 6.1.1 признать утратившими силу.
____________________
